Его фразами говорил Рональд Рейган. Его имя вошло в Оксфордский словарь как обозначение человека брутального и бескомпромиссного. С его именем на устах творили подвиги Крепкий Орешек Джон Макклейн и Гизмо из «Гремлинов». Рэмбо - один из самых узнаваемых экшн-героев современности. В этом году его сага, видимо, подходит к концу.
Рэмбо, ещё тогда не Джон (имя появилось уже в киноверсии), впервые появился в искусстве в 1972 году в романе Дэвида Морелла «Первая кровь». Морелл - канадец. Ужасы войны во Вьетнаме как-то обошли его стороной. Лишь переехав в США, он встретился с вернувшимися с боевых действий солдатами, чья психика была безвозвратно поражена ужасами войны. Тогда и родилась задумка романа про человека, умеющего только воевать и убивать. В мирное время его не принимает ни общество, ни он сам не в состоянии как-то вписаться в коллектив.
Во Вьетнаме (война в романе не указана, но отчётливо угадывается) Рэмбо полгода пробыл в плену и подвергся жестоким пыткам. Именно поэтому он не может находиться в замкнутом помещении. В книге этот момент освещён подробнее, в ней он оказывается в маленьком городке в Кентукки (действие фильма переехало севернее - в штат Вашингтон), полицейские сначала вывозят непонятного бродягу подальше от города, а когда он возвращается, упекают в камеру. Там он ловит военный флэшбек и, хорошо владея убийственным руками, ранит одного офицера и жестоко убивает другого. Дальнейшие события превращаются в охоту на Рэмбо, только вот роль добычи ему не свойственна. В фильме этот сюжет в повторен за тем лишь исключением, что киношный Рэмбо убивает только одного полицейского вместо двадцати в книге.
Рэмбо обладает целым рядом выдающихся навыков, каждый из которых направлен на уничтожение врага. Он управляет различными видами транспорта, от лодки до вертолёта, владеет несколькими языками, обучен тактике ведения партизанского боя. Но самое главное – он умеет обращаться с любыми видами стрелкового или холодного оружия.
Пожалуй, если бы брутальный роман Морелла экранизировали в 1972 году, по горячим следам Вьетнамской войны, то режиссером должен был стать бескомпромиссный постановщик, такой как Сэм Пекинпа или Уилльям Фридкин. Кстати, права на экранизацию были куплены моментально. В семидесятых проект не сдвигался с мёртвой точки – слишком болезненной была вьетнамская тема. За время подготовки не раз сменился ориентировочный режиссёр, менялись и актёры. Например, первым претендентом на роль Рэмбо был Стив Маккуин, которого позже продюсеры вывели из проекта – он был староват для вьетнамского ветерана. Кирк Дуглас до последнего момента должен был играть полковника Траутмана, боевого отца Рэмбо, но ещё до съёмок выбыл из проекта, дав Ричарду Кренне одну из запоминающихся ролей в его фильмографии.
Кроме существенно уменьшившегося количества жертв и изменённой географии действия, Рэмбо получил, наконец, имя Джон, а его сюжетное взаимодействие с Траутманом и шерифом Тизлом существенно упростилось. Если в романе Тизл просто выполнял свою работу, то в фильме он стал неприятным и жестоким бюрократом. В книге Рэмбо не был так угрюм и молчалив, отпускал саркастические комментарии и, что самое главное, не вызывал такой однозначной симпатии. Да, Рэмбо стал жертвой системы, которая сначала наградила его посттравматическим синдромом на войне, а после не посчитала нужным хоть как-то помочь выбраться. Рэмбо действительно опасен для окружающих, а его вспышки ярости заканчиваются смертями.
Благодаря сглаженности конфликта в сценарии и природному обаянию Слая, Джон Рэмбо в экранизации 1982 года выходит сугубо обаятельным персонажем, вызывающим жалость и сочувствие. В одном из главных монологов фильма Рэмбо говорит, что во Вьетнаме он управлял техникой стоимостью в миллион долларов, а на родине не может даже устроиться парковщиком. Во многом благодаря этому диалогу «Первая кровь» не теряет весь свой социальный антивоенный посыл. Концовка фильма также сильно отличается от книги. В книге Рэмбо в конце погибает, в фильме его лишь ранят и сажают в тюрьму. История не заканчивается.
«Рэмбо: первая кровь» получила приличные отзывы и попала в двадцатку по домашним сборам за 1982 год. Коммерческий потенциал фильма стал ясен. На дворе были восьмидесятые: эра жанрового кино, оформлялись новые звёзды боевиков и новые клише жанра. Сталлоне быстро увидел потенциал персонажа и стал предлагать новую концепцию Рэмбо как героя боевика. Первый сценарий к сиквелу написал Джон Кэмерон, в нём Рэмбо должен был вернуться во Вьетнам для выполнения важной миссии. Сценарий не понравился Сталлоне и был существенно переработан, в частности, Слай настоял на том, чтобы его герой был одиночкой. Продюсеры хотели сделать из «Рэмбо 2» что-то вроде «бадди-муви» в джунглях Вьетнама, на роль боевого товарища пробовался Джон Траволта, но Слай принципиально забраковал эту идею и отстоял её у продюсеров. Рэмбо должен быть один.
Драматическая составляющая была по большей части забыта и кино превратилась в полноценный боевик. Впрочем, на успехе кинофильма это сказалось только положительно. Фильм собрал 300 миллионов долларов в международном прокате, став однозначным хитом. Образ Рэмбо моментально стал иконичным. Брутальный мужчина с голым торсом и красной повязкой на лбу стал символом мощного воина-одиночки, бескомпромиссного и бесстрашного. Консерватор Рональд Рейган настолько проникся персонажем, что даже использовал цитаты из фильма в нескольких своих выступлениях. На исходе Холодной войны один бывший киногерой, говорящий с президентского поста словами другого, смотрелся более чем органично.
После такого успеха ждать третьей части пришлось недолго. Сценарист «Красной Жары» Гарри Кляйнер написал первый вариант для сюжета, но он был отвергнут. Создатели фильма не понимали, куда идти: обратно, к драматизму первой части, либо же экстенсивно развивать боевиковость второй. Разгромно победило второе.
Третья часть – апофеоз брутального боевика. Действие происходит во время войны в Афганистане, а ключевыми злодеями являются злобные русские, вернее, советские. Наиболее дотошные поклонники насчитывают за этот фильм аж 78 убитых. Несмотря на то, как нелицеприятно изображены в фильме советские воины, советский зритель оценил такую клюквенность, и «Рэмбо» стал хитом видеосалонов. Во всём остальном мире фильм собрал хорошую кассу, но явно меньше, чем вторая часть (дома в три раза, 50 против 150 миллионов). Окончательно оформился образ Рэмбо в его атрибутах. Оружие Рэмбо: нож, автомат (от М16 до «Калашникова») и пулемёт M60, которым Рэмбо управлялся как легким стрелковым оружием.
Казалось бы, Рэмбо, с его вьетнамским посттравматизмом, дуболомными способами решения проблем и фактурным мачизмом больше подходит эпохе восьмидесятых. Но в XXI веке вышло уже две части этой франшизы. Стыдливая нелюбовь к цифрам в названии сиквелов, развившаяся у продюсеров в новом тысячелетии, назвала фильм просто «Рэмбо». Фильм вышел в 2008 году, на волне возрождения интереса к жанру боевика а-ля восьмидесятые (через два года Сталлоне совершит очередную ревизию жанра, сняв «Неудержимых»). Фильм порадовал ценителей жанра визионерской жестокостью и отличным экшеном, в целом не став явлением, но и не посрамив чести франшизы.
Через десять лет Сильвестр Сталлоне, вдохновлённый удачами с другой его франшизой, «Рокки», решает закончить серию фильмов боевиком «Последняя кровь». Название перекликается с «Первой кровью». По версии Слая история должна закончиться этим фильмом. Что известно о выходящем в прокат 19 сентября фильме? Действие снова происходит в США, на ранчо отца Рэмбо. Его семья редко упоминалась в фильмах, поэтому мы сможем больше узнать про героя. Также противниками (и потенциальным пушечным мясом) станут бойцы мексиканского картеля по торговле людьми. Что ж, посмотрим, сможет ли в этот раз неугомонный войн полноценно уйти на покой после совершённых подвигов.