Роберт Эггерс неожиданно осознал, что его новый «Носферату» (2024) визуально напоминает «Бэтмена возвращается» (1992) Тима Бёртона. Это кажется неожиданным, но если углубиться в стилистику обоих фильмов, параллели становятся очевидными.
Общие черты «Носферату» и «Бэтмен возвращается»: когда тьма становится искусством
Готическая эстетика
Оба фильма наполнены атмосферой декаданса: заснеженные пейзажи, величественные здания, подчеркнутый мрак. В «Носферату» это поместье Грюневальда, в «Бэтмене» — особняк Уэйна и жуткая архитектура Готэма.
Символизм теней и мрачных силуэтов
Как и в экспрессионистском «Носферату», Бёртон активно использовал контрасты света и тени. В «Бэтмене» угрожающие фигуры Пингвина и Женщины-кошки напоминают силуэт самого графа Орлока.
Персонажи, погруженные в обречённость
Пингвин (Дэнни ДеВито) в «Бэтмене» — уродливый, трагичный персонаж, изгой общества, мечтающий о мести. Граф Орлок в «Носферату» — тоже проклятое и никем не любимое существо. Оба фильма делают акцент на изоляции и монструозности.
Снег в кино как символ безмолвия и гибели
В «Бэтмене» снег покрывает Готэм, создавая ощущение вечного холодного сна. В «Носферату» снег становится частью вампирской готики — образ замёрзшего времени, вечного проклятия.
Ключевые различия
- Формат жанра: «Бэтмен возвращается» — супергеройский фильм с элементами нуара и фэнтези, а «Носферату» Эггерса — чистый хоррор.
- Темп повествования: у Бёртона динамика ближе к комиксам, у Эггерса — к медитативному ужастику в духе «Ведьмы» и «Маяка».
- Акцент на героях: в «Бэтмене» важны сразу несколько персонажей, тогда как «Носферату» строится вокруг одного центрального зла.
Вывод
Эти фильмы похожи не по жанру, а по настроению — оба создают уникальный, тревожный мир, где зло проникает в каждый уголок. Если Тим Бёртон в 1992-м сделал мрачную сказку о героях и изгоях, то Роберт Эггерс превращает этот визуальный стиль в чистый ужас.