28 октября в прокат выходит историческая драма Ридли Скотта «Последняя дуэль», которая станет 28-м его полнометражным фильмом. «Снимать кино легко», — как-то сказал режиссер в одном из интервью. Поставивший, по его словам, около 2000 рекламных роликов Скотт является одним из самых опытных современных режиссеров, имя которого в титрах неизменно привлекает внимание. И он, как никто другой, знает, каковы на вкус триумф и поражение. О самых ярких взлетах и падениях британского режиссера в подборке «Киноафиши».
«Дуэлянты» (1977)
Дебют Скотта в полном метре принес ему успех. Экранизация повести Джозефа Конрада о двух офицерах наполеоновской армии — Феро и Д’Юбера, — без конца сражающихся друг с другом на дуэли, принесла режиссеру приз за лучший дебют на Каннском кинофестивале, на котором его, к слову, и заприметили продюсеры «Чужого». Уже здесь Скотт проявился в первую очередь как визионер, вполне доверившись дуэту Харви Кейтеля, сыгравшего порывистого Феро, и прекрасно оттеняющего его Кита Кэррадайна, исполнившего роль изящного и разумного Д’Юбера (похожее противостояние, вероятно, ждет зрителей и в «Последней дуэли», параллели с которой напрашиваются сами).
Кстати, всего через два года Коппола экранизирует другое произведение Конрада — роман «Сердце тьмы», превращенный им в «Апокалипсис сегодня».
«Чужой» (1979)
Успех сопутствовал Скотту и в следующем фильме — культовом сай-фай триллере «Чужой». Изначально студия 20th Century Fox, завидуя успеху «Звездных войн», надеялась снять нечто в духе космооперы, но в итоге получила нечто совсем иное. К счастью. Кроме визуальной изобретательности и сочности (за дизайн отвечал швейцарский художник Ханс Руди Гигер), фильм удивлял и необычайно реалистичным подходом к научной фантастике. Место героев Лукаса, будто бы сбежавших из книжки Кэмпбелла о пути мифического героя, заняли приземленные (несмотря на межпространственные перелеты) «синие воротнички» — космические работяги, перевозящие руду.
«Чужой» породит целую серию сиквелов и приквелов, некоторые из которых поставит сам Скотт (см. «Прометей», «Чужой: Завет»).
«Бегущий по лезвию» (1982)
Едва ли уступающая «Чужому» в культовости экранизация романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», несмотря на заслуженную славу и статус бессмертного канона киберпанка, провалилась в прокате. Во многом из-за решения продюсеров, заставивших Скотта смонтировать версию без нескольких ключевых сцен и с удручающе счастливым концом, в котором главные герои — охотник на репликантов Рик Декард (читай Декарт) и его возлюбленная репликантка Рейчел – вместе «уходят в закат».
Гораздо более занимательная режиссерская версия вышла в 1992 году, включающая в себя знаменитую сцену с единорогом, вызывает чувство сладкой горечи, потому что в нем безусловное визуальное богатство первоначальной версии, которое отмечали и Полин Кейл и Роджер Эберт, соединилось с идейной амбивалентностью, столь фильму необходимой.
«Тельма и Луиза» (1991)
После «Бегущего по лезвию» Скотт продолжил осваивать новые жанры, сняв милое фэнтези с молодым Томом Крузом («Легенда»), не вполне удавшийся триллер с Томом Беренджером («Тот, кто меня бережет») и неплохой полицейский боевик с Майклом Дугласом («Черный дождь»). Этот «тихий» период завершился громким успехом «Тельмы и Луизы» — еще одной картиной в фильмографии Скотта, ставшей классикой.
Роуд-муви о двух беглянках — подругах Тельме и Луизе, пустившихся после случайного убийства у придорожного бара сначала в бега, а затем и во все тяжкие, – был замечательно прописан и подкреплен талантливыми работами Сьюзен Сарандон и Джины Дэвис, номинированных за свои роли на «Оскар» и «Золотой глобус», а финальная сцена с обрывом стала культовой и цитировалась во многих фильмах.
«1492: Завоевание Рая» (1992)
В 1992 году Америка отмечала свое открытие, и в честь этого незаурядного события Скотт взялся за постановку по сценарию Розалин Бош, в центре которого оказался Христофор Колумб. Первый опыт режиссера в историческом жанре оказался не слишком удачным, фильму не хватало динамики, а сценарию – выразительности, и завоевать зрителя ему не помогла ни музыка Вангелиса, ни операторская работа старого друга Скотта Адриана Биддла, ни Жерар Депардье в главных ролях.
«Гладиатор» (2000)
Девяностые годы вообще вышли для Скотта не слишком удачными — и фильм-катастрофа «Белый шквал» с хорошими актерскими работами, и противоречивый «Солдат Джейн» с обритой наголо Деми Мур провалились в прокате.
Однако в новое тысячелетие режиссер вступил с триумфом, подобно римскому полководцу, такому, как главный герой «Гладиатора» — Максимусу Дециму Меридию (для друзей просто Максимус) — любимцу фортуны и императора-философа Марка Аврелия, после смерти последнего впавшему в немилость его наследника, злобного Коммода, приказавшего убить Максимуса и его семью. Полный исторических неточностей сценарий породил тем не менее замечательного главного героя — сильного и мужественного, преданного и ранимого одновременно. Универсальная история о преображении героя через смерть (воскрешение), пусть и мнимую, с прекрасным актерским составом и убедительнейшей постановкой обеспечили «Гладиатору» критический и кассовый успех.
Кроме того, фильм возродит две тенденции в кино и на телевидении. На ближайшие десятилетия особую популярность вновь обретут фильмы о мести, исторические боевики и драмы (см. «Рим», «Игра престолов»).
«Царство небесное» (2005)
Без успеха «Гладиатора», вероятно, не было бы и кассового провала «Царства небесного» — еще одной исторической драмы, но на этот раз в средневековом сеттинге. По сюжету обычный кузнец Балиан узнает о том, что на самом деле его отцом является Готфрид Ибелинский, сражавшийся в Крестовых походах. Вместе они отправляются в Иерусалимское королевство, где Балиан оказывается в самом центре войны с Салах-ад-дином.
«Царство» в некотором смысле повторило судьбу «Бегущего по лезвию» — по требованию прокатчиков Скотту пришлось сократить хронометраж фильма почти на 40 минут, что сказалось на связности фильма. Позже, в 2010 году, Скотт снова вернется к излюбленному жанру, сняв «Робин Гуда».
«Хороший год» (2006)
Третьей подряд кассовой и отчасти художественной неудачей — если считать симпатичную «Великолепную аферу» и «Царство небесное» — стала безобидная романтическая комедия «Хороший год», в которой Скотт воссоединился со своим любимым актером Расселом Кроу. История о биржевом дельце Максе (привет Максимусу из «Гладиатора»), уверенной походкой ступающем по головам коллег и неожиданно споткнувшемся после получения в наследство от своего дядюшки поместья в Провансе, получилась легкой, почти воздушной, но при этом почти не оставляла следов в памяти.
«Гангстер» (2007)
Полоса неудач прервалась с выходом криминальной драмы «Гангстер» с солирующим дуэтом Рассела Кроу и Дензела Вашингтона. Австралиец сыграл единственного честного полицейского в Нью-Йорке Ричи Робертса, а Вашингтон – противостоящего ему крестного отца Гарлема Фрэнка Лукаса, догадавшегося перевозить наркотики из Вьетнама во время войны. Крепкая полицейская драма, замечательно стилизованная Скоттом под 70-е, удостоилась нескольких номинаций на «Золотой глобус» и «Оскар» и собрала неплохую для жанра кассу.
«Марсианин» (2016)
За прошедшее со времени выхода «Гангстера» десятилетие Скотт успел снять пять фильмов: шпионский триллер «Совокупность лжи» с Расселом Кроу и Леонардо ДиКаприо, очередной исторический боевик «Робин Гуд» с тем же Кроу, приквел к «Чужому» «Прометей», неоднозначного «Советника» и библейский пеплум «Исход: Цари и боги», ни один из которых нельзя назвать однозначно успешным, в отличие от «Марсианина», который стал для Скотта крупным — художественным и кассовым — успехом.
История «простого» астронавта Марка Уотни, оказавшегося на Марсе в одиночестве и пытающегося выжить, отражала тенденции жанра, сложившиеся за последние годы: соблюдение физических законов, действующих в космосе, и максимально возможный реализм. В отличие, однако, от нолановского «Интерстеллара», «Марсианин» получился очень голливудским — идейный подтекст и символистский пафос в нем уступили место типичным драматическим шаблонам, что не помешало фильму получить «Золотой глобус» и семь номинаций, в том числе за лучший фильм, на «Оскар».
«Марсианин» при всей своей успешности кроме того показал, как изменилось кино с момента выхода «Чужого». Фильмы в жанре научной фантастики уже не штучный товар, а лишь одни из бескрайнего множества.