«Я, Робот» (2004)
Фильм рассказывает о недалеком будущем — 2035 годе, в котором роботы стали частью повседневной жизни человека. Однако многие люди, а среди них и детектив Спунер (Уилл Смит), расследующий убийство доктора Альфреда Лэннинга (Джеймс Кромуэлл) – одного из отцов-основателей роботостроения – питают к ним неприязнь и недоверие. В ходе расследования Спунеру придется выяснить, способны ли роботы нарушить один из Трех законов робототехники, первый и главный из которых гласит: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред».
«Петля времени» (2012)
Режиссер и сценарист Райан Джонсон («Кирпич», «Достать ножи») известен своими ловко сконструированными фильмами, среди которых и «Петля времени», рисующая картину будущего (действие развивается в 2044 и в 2074 годах), где телепаты сосуществуют с обычными людьми, а путешествия во времени абсолютно реальны. Последние организует мафия, бесследно избавляясь таким образом от своих врагов: в прошлом их поджидают луперы, профессиональные убийцы, которые тут же их ликвидируют. Причем в определенный момент мафия избавляется и от уже старых версий луперов из будущего. У молодого лупера Джо (Джозеф Гордон-Левитт) проблемы возникают в тот момент, когда его старая версия из будущего (Брюс Уиллис) отказывается умирать, да еще и вынашивает собственные планы мести.
«Бегущий по лезвию» (1982)
Экранизация романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968), поставленная самим сэром Ридли Скоттом, рассказывает о попытках Рика Декарда (Харрисон Форд), одного из детективов Отдела по розыску и ликвидации взбунтовавшихся искусственно созданных андроидов-репликантов (работников этого Отдела еще называют «бегущими по лезвию»), найти группу чрезвычайно опасных репликантов, которые готовы на все, чтобы продлить свое ограниченное во времени существование. Их поиски и влюбленность в репликантку Рейчел (Шон Янг) приводят Декарда к неутешительным выводам относительно человеческой природы.
«Матрица» (1999)
Если «Бегущий по лезвию» заставлял усомниться в реальности собственных воспоминаний — репликантам их имплантировали уже готовыми, — то культовый фильм братьев (на тот момент) Вачовски шел еще дальше и дарил чувство иллюзорности реальности в принципе. В мире фильма «матрицей» назывался общий сон-программа, выглядящий как наша повседневная жизнь, куда искусственный интеллект и прислуживающие ему машины погружали живых людей, служащих для машин источниками энергии. В реальности города уже давно разрушены, а остатки человечества, из тех, кто выжил после большой войны, прячутся в подземных городах, ведут борьбу против машин и ждут прихода Избранного — человека, способного менять код матрицы по собственному желанию. Им, по убеждению Морфеуса (Лоуренс Фишберн), одного из лидеров человеческого сопротивления, является Нео, он же Томас Андерсон (Киану Ривз), «айтишник» крупной корпорации днем и хакер ночью.
«Робокоп» (1987)
«Робокоп» вышел всего через несколько лет после оригинального «Терминатора» (1984), но несет на себе ту же печать усталой и депрессивной Америки эпохи Рейгана. Фильм, если не считать фантастических элементов вроде киборгов, отвечал духу времени. Действие не случайно происходит в захиревающем центре американской промышленности Детройте, в котором к тому же наблюдалось усиление преступной активности. Другим источником для сценариста Эдварда Ноймайера, помимо тогдашней реальности, послужил тот же «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, на съемках которого он трудился ассистентом. Образ будущего, в котором правят корпорации, занимающиеся высокотехнологичными разработками, усиливающими их и без того большое могущество, породил образ Робокопа — бывшего полицейского Алекса Мерфи, тело которого после гибели при исполнении служебного долга было использовано корпорацией ОСР для создания первого киборга, стоящего на охране порядка. Жестокое и предельно выразительное визуальное действо обеспечил недавно перебравшийся за океан Пол Верховен.
«Из машины» (2014)
Камерный научно-фантастический фильм Алекса Гарленда на все ту же тему — буйный человеческий гений, все время желающий большего, и его отношения с последствиями этого стремления — роботами, которые, естественно, пытаются освободиться от программных оков. В роли безумного гения Нейтана, научившего машину мыслить и желать, снялся Оскар Айзек. Его подопытных — программиста Калеба и робота Аву — сыграли Донал Глисон и Алисия Викандер. К слову, Гарленд был номинирован на «Оскар» за сценарий к фильму.
«Алита: Боевой ангел» (2019)
Голливудская экранизация манги Юкито Кисиро рассказывает о киборге Алите (Роза Салазар), которую по частям собирает доктор Идо (Кристоф Вальц) и которая, осознавая свое прошлое, начинает бороться против социальной и любой другой несправедливости в Айрон-Сити, так называемом «нижнем мире», питающим собой процветающий мегаполис Залем, зависший над землей. С «Терминатором» Алиту связывает не только схожий сеттинг, но и сценаристы – Джеймс Кэмерон, создатель оригинального «Терминатора» и Лаэта Калогридис, работавшая над сценарием к «Терминатору: Генезис» (2015).
«Искусственный разум» (2001)
Над экранизацией рассказа Брайана Олдисса «Суперигрушек хватает на все лето» долгое время работал сам Стэнли Кубрик, но после смены нескольких сценаристов, постоянных разногласий и поисков финансирования, за постановку взялся его хороший друг Стивен Спилберг, рассказавший историю мальчика-андроида Дэвида (Хэйли Джоэль Осмент), желающего стать настоящим живым ребенком, в духе своеобразной кибер-версии сказки о Пиноккио.