«Окно в Европу» продолжает открывать новые тенденции российского кинематографа, предоставляя площадку для новых имен. Несмотря на то, что фестиваль проходит в исключительно некоем индустриальном формате, режиссеры, сценаристы и актеры очень рады показать свои работы даже просто журналистам и коллегам. Мы посмотрели все фильмы первых двух дней конкурса и решили написать о самых интересных.
«Зови меня Дрозд», реж. Павел Мирзоев
Бывший документалист Павел Мирзоев снова попадает в конкурс «Окно в Европу» со своей художественной картиной. Первой его игровой работой была подростковая мелодрама «Как я стал» с Павлом Табаковым и Ольгой Лерман в главных ролях. На этот раз его главными действующими лицами становятся не только молодые люди, но и старшее поколение, их родители.
Четырнадцатилетний подросток Костя пытается найти самого себя и периодически сочиняет рэп. В стихи он вкладывает все свои переживания такого нежного возраста. В особенности когда мать и отец больше не любят друг друга. Костя полностью закрывается от внешнего мира после развода родителей, и пережить ему все трудности помогает некий Дрозд, с которым он познакомился в социальных сетях.
У Мирзоева мир сильно далек от реальности и всеми своими художественными элементами больше напоминает сказку. Его герои оказываются в каком-то безвременье, а относительно взрослые персонажи предстают такими же детьми, как и подростки во всей истории. Дело в том, что возраст – это какое-то абстрактное понятие. Человек в любой период своей жизни учится, взрослеет и меняется. Так, на фоне развода родителей мальчик Костя пытается привыкнуть к новой реальности, его отец и мать в этот же момент стараются не потерять контакт с любимым сыном. А на каком языке лучше всего разговаривать с другим поколением? Совсем по-ребячески отец Кости прикидывается неким Дроздом и добавляет собственного сына в друзья в условной социальной сети. Там он уже всячески пытается понять чувства ребенка и поддержать на всех парах. Только «Зови меня Дрозд» это не тяжелое произведение, и повествование там идет только через мелодраматику. Поэтому социального в картине очень мало, но зато много теплоты и простой человеческой глупости, скрывания чувств и боязни собственного «я».
«Распутье», реж. Георгий Лялин
Конкурс игрового кино «Окно в Европу» каждый год пытается обращать внимание на дебютантов. Так, в программе оказывается первая полнометражная работа «Распутье» Георгия Лялина, чья короткометражка «Дура» была отмечена дипломом жюри на «Святой Анне».
Студент Артём Чагин пытается выжить в современной Москве. На самом деле, у него это неплохо получается. Вот-вот он защитит свой диплом, его ждет прекрасная невеста, отец которой готов его продвинуть на одно интересное рабочее место. Однако молодой парень каждый день пытается убежать от собственного прошлого. Однажды он получает печальные известия о смерти своего отца, к которому Артём уже давно не испытывает абсолютно ничего. Теперь ему надо отправиться на родину, в город Советск, чтобы разобраться с похоронами. Парень не думал, что эта поездка изменит всю его жизнь.
«Распутье» разговаривает со зрителем через разные перспективы. Главный герой предстает классическим образом современной криминальной России, но для каждого выхода в свет у него есть своя маска. На юбилей отца невесты он прихорашивается и надевает черный костюм, легко разговаривает с будущим тестем и всячески скрывает свою деятельность. Девушка тоже не видит в нем никаких изъянов. Сосед по комнате в общаге знает об Артеме совсем немного, задает вопросы только о дипломе и предстоящей защите. Самое главное – никто не знает о его прошлом, и он надеется, что так и останется.
«Распутье» – это своего рода ответ нашумевшему «Быку» Бориса Акопова, фавориту прошлогоднего «Кинотавра», где нет никакой игры в 90-е и происходит настоящий диалог с ускользающей действительностью. Лялину не нужно было уходить в прошлое, потому что оно до сих пор живет на современных российских улицах как мегаполисов, так и забытых регионов. Драматургически режиссер закольцовывает сюжетные линии, тем самым показывая их цикличность и повторяемость. Дело в том, что история ретранслирует собственную судьбу, где молодое поколение разрывается между двумя дорогами, оказываясь на распутье. Но, похоже, его ждет все-таки счастливый финал.
«Триггер», реж. Павел Ганин
Еще одна любопытная дебютная режиссерская картина Павла Ганина, сценариста телевизионных фильмов «Молодой» и «Чужой дед», в конкурсной программе выборгского кинофестиваля. В фильме звук превалирует над визуальной частью, пытаясь сыграть роль зеркала в их условной конфронтации. Технически финал оказывается деструктивным, но «Триггер» Павла Ганина все равно требует сначала слушать, а потом уже открыть глаза.
В центре сюжета женщина по имени Ксения, которая придумывает разные ролевые сюжеты для своего канала по АСМР. У нее много зрителей, но один из них, Филипп, предлагает встретиться в реальности. Так начинаются их отношения, построенные на разных фетишах и триггерах.
Главные герои «Триггера» живут придуманными сюжетами. Филипп постоянно встречается с разными раздражительными шумами у себя на работе, где ему приходится записывать монотонные радиорекламы и заниматься переозвучкой фильмов. С концертов он тоже уходит, потому что невозможно слушать такую громкую музыку, пока в интернете полно видео по АСМР. Фетишизм становится его смыслом жизни, единственном способом не встречаться с реальностью лицом к лицу. Так и его отношения с Ксенией формируются только на взаимных триггерах и интересах, а когда девушка начинает вести себя не по давно распечатанному сценарию, то Филиппу остается только мысленно закрыть руками уши.
Павел Ганин играет между реальным и ирреальным, заставляя зрителя гадать, в какой момент герои следуют по придуманному ими сюжету, а где происходит настоящая разрушительная импровизация. Аудитория сама становится частью игры, которую придумали Филипп и Ксения, и старается понять, какой части картины можно доверять – визуальной или звуковой?
Ответ оказывается простым и не самым положительным. Главные герои предпочитают свою реальную жизнь фетишам, потому что не могут доверять окружающему миру. В их фантазиях все четко продумано, и по сценарию никто не должен пострадать. Так и у Павла Ганина еле слышимые разговоры превращаются в бормотание, фразы ускользают, нить повествования теряется, а звук ведет отдельную от картинки жизнь. Остаются только деконструкция и полное недоверие во всем холодном и травмирующем мире.