«Амфест» этого года, как всегда, представит зрителям лакомые американские киноновинки. В программе – фильмы натренированных ветеранов индустрии, решившихся наконец попробовать себя в большом кино: известный театральный режиссер Руперт Гулд, сделавший из Франко убийцу-психопата (драма «Реальная история»); продюсер и сценарист Майя Форбс с пронзительной комедией «Бесконечно белый медведь» о странной семейке.
Фильм с Франко основан, сообразно названию, на реальной истории, и это так называемая товарная марка фестиваля. На реальных историях основаны две самые богатые на культурный контекст премьеры «Амфеста». Во-первых, новый фильм «техасских Коэнов», братьев Зеллнер, «Кумико – охотница за сокровищами», героиня которого летит из Токио в Миннесоту откапывать клад, зарытый в финале коэновского «Фарго» героем Стива Бушеми; «Кумико» – самая киноманская премьера «Амфеста». Во-вторых, «Конец тура» – история из жизни выдающегося американского прозаика Дэвида Фостера Уоллеса, основанная на мемуарах журналиста Rolling Stone Дэвида Липски.
Все фильмы демонстрируются на языке оригинала, с русскими субтитрами.
17 сентября, четверг
19:30 Конец тура
18 сентября, пятница
19:30 Кумико – охотница за сокровищами
19 сентября, суббота
17:00 Бесконечно белый медведь
20 сентября, воскресенье
17:00 Реальная история
21 сентября, понедельник
19:30 Дневник девочки-подростка
КОНЕЦ ТУРА THE END OF THE TOUR
США, 2015, 106 минут
Режиссер: Джеймс Понсольдт
В ролях: Джесси Айзенберг, Анна Кламски, Джейсон Сигел. Мэми Гаммер, Джоан Кьюсак, Рон Ливингстон
Жанр: роуд-муви
Возраст: 16+
История судьбоносного турне писателя Дэвида Фостера Уоллеса в компании журналиста Rolling Stone.
«Ты открываешь тысячестраничную книгу не для того, чтобы узнать, что ее автор – такой же чувак, как ты, а потому, что он – гений», – объясняет журналист Дэвид Липски герою своего репортажа, выдающемуся американскому прозаику Дэвиду Фостеру Уоллесу. И так оно и есть: теннисист-юниор, любитель собак, интеллектуал в вечной бандане, больше похожий на вокалиста гранж-группы, чем на писателя, Уоллес останется в истории новейшей американской прозы уникальным протуберанцем, осколком параллельной реальности, где серьезная литература играет куда более важную роль, чем в реальности осязаемой. Многие понимали это уже на заре славы Уоллеса; например – журнал Rolling Stone, снарядивший репортера Липски сопровождать писателя во время его первого «книжного турне» с романом «Бесконечная шутка» (Infinite Jest, 1996). Это был первый такого рода материал RS за 10 лет, настолько значительными были предчувствия по поводу появления на культурном небосклоне новой литературной звезды.
История роуд-трипа двух невротиков, полная бесед за жизнь, искусство, поп-культуру и пр. и пр., и составляет сюжет этого фильма, снятого по мемуару-бестселлеру Липски 2010 года. И если работа Джесси Айзенберга вполне вписывается в галерею созданных им образов, то глубина проникновения Джейсона Сигела во внутренний мир своего героя окажется для многих неожиданностью. Адаптацией книги Липски, на фоне протестов семьи Уоллеса, занимался известный драматург, лауреат Пулитцеровской премии Дональд Маргулис, и это, безусловно, еще одна удача: реплики знаменитого писателя оказываются достойны его литературного наследия. За режиссуру отвечал 37-летний Понсольдт – автор запомнившейся многим пронзительной алкодрамы «В хлам» (Smashed, 2012). Фильмов, которым удается не только показать бытовые проблемы, странности и небанальный образ жизни знаменитых писателей, но и «залезть к ним в голову», не так уж и много (вспоминаются разве что «Кафка» (Kafka, 1991) Стивена Содерберга и «Капоте» (Capote, 2005) Беннетта Миллера); к счастью, «Конец тура» – именно такое кино.
КУМИКО – ОХОТНИЦА ЗА СОКРОВИЩАМИ
KUMIKO, THE TREASURE HUNTER
США, 2014, 105 минут
Режиссер: Дэвид Зеллнер
В ролях: Ринко Кикути, Нобуюки Кацубэ, Ширли Венард, Дэвид Зеллнер, Нейтан Зеллнер, Канако Хигаси
Жанры: драма, приключения
Языки: английский, японский
Возраст: 16+
Гипнотический последний трип фанатки «Фарго» из Токио.
Дэвида и Нейтана Зеллнеров можно считать техасским аналогом братьев Коэнов (или, например, братьев Полишей, как, впрочем, и любого другого братского кинодуэта). Братья снимают независимое кино со второй половины 90-х, но стали более-менее известны только своей четвертой картиной «Детское» (Kid-Thing, 2012). «Кумико» – подъем на новую творческую высоту, где бесстрашное наследование Коэнам, отзвуки джармушевской интонации и заимствование идей и образов японского кайдана смешиваются в незабываемое кинематографическое зрелище – или, как называют свой фильм сами Зеллнеры, «приключение».
Спродюсированная Александром Пэйном картина начинается в Токио, где затюканная бессмысленной работой, мамашей-идиоткой и одиночеством Кумико (Кикути из «Вавилона» (Babel, 2006) Иньярриту), вдохновившись затертой до дыр VHS-копией «Фарго» (Fargo, 1995), трогается рассудком и решает отправиться в Миннесоту на поиск чемодана с деньгами – того самого, зарытого в финале коэновского шедевра истекающим кровью героем Стива Бушеми. Вечно одетая в красное пальтецо, словно снятое с плеч девочки-галлюцинации из другого классического шедевра – «А теперь не смотри» (Don't Look Now, 1973) Николаса Роуга – Кумико расставляет последние точки над «i» в своей скучной токийской жизни, прилетает в Америку (где ее ждет россыпь колоритных провинциалов в стиле фильма-прототипа) и отправляется в последний путь на поиски «сокровища».
История Кумико поразительным образом навеяна реальной историей девушки по имени Такако Кониши, совершившей похожее путешествие и сгинувшей неподалеку от Фарго в 2001 году. У Такако были более укорененные в реальности причины совершить эксцентричный суицид – ей доводилось бывать в Миннесоте вместе со своим любовником, женатым американским бизнесменом. Заплыв в безумие зеллнеровской Кумико лишен столь банального оправдания – что наделяет легендарный титр о «правдивости истории» и «верности памяти ее умерших героев», предваряющий и фильм Коэнов, и одноименный сериал (второй сезон которого стартует в октябре), совсем абсурдистской многозначностью. Еще одним звуковым измерением фильма Зеллнеров стал великолепный саундтрек коллектива из Остина The Octopus Project, идеально отражающий интенсивность переживаний Кумико и экстремальность ее последнего пристанища.
Кинофестиваль «Сандэнс»: приз жюри
Международный кинофестиваль в Торонто After Dark: особое упоминание (самый оригинальный фильм)
Международный кинофестиваль FanTasia: лучший режиссер
Международный кинофестиваль в Литтл-Рок: лучший фильм
БЕСКОНЕЧНО БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
INFINITELY POLAR BEAR
США, 2014, 90 минут
Режиссер: Майя Форбс
В ролях: Зои Салдана, Марк Руффало, Кейр Дуллеа, Имоджин Володарски, Уоллес Володарски, Эшли Ауфредхайд
Жанры: комедия, семейный
Возраст: 16+
Комедия о житье-бытье депрессивного папаши и двух дочерей.
Марк Руффало за последние несколько лет справедливо заработал репутацию главного голливудского хамелеона, наследника Брандо и Де Ниро – актера, готового на любые внешние и внутренние трансформации ради достоверного исполнения роли. Ну и правда, он может сыграть кого угодно: медведеподобного борца-олимпийца (Марк явно неравнодушен к медведям), пламенного гей-активиста, одержимого песенника, да хоть самого Халка. Чтобы исполнить роль маниакально-депрессивного отца парочки непоседливых дочерей, которому приходится как следует взяться за исполнение родительских обязанностей, актеру не пришлось далеко ходить за вдохновением: у него самого имеются две дочери и сын. Разумеется, роль обуянного своей необузданной психикой героя идеально подходит Руффало: мало кому в современном Голливуде удается настолько правдоподобно вытаскивать на экран максимально широкую гамму внутренних противоречий.
Солирующему бенефицианту подыгрывает талантливая и красивая Зои Салдана в роли жены, а также дочь режиссера Форбс – Имоджин Володарски, впечатляюще дебютирующая на профессиональном актерском поприще. «Я могла заставить ее плакать на площадке и не волноваться, что навсегда загублю психику ребенка», – признавалась с юмором Форбс. Тем более что и она сама дебютирует этим фильмом в режиссуре – но не в кино: на ее счету несколько фильмов в качестве сценариста («Голый барабанщик» (The Rocker, 2008) Питера Каттанео) и продюсера («Шоу Ларри Сандерса» (The Larry Sanders Show, 1992-1998)). Семейности всему предприятию добавляет участие мужа Майи и отца Имоджин – Уоллеса Володарски, который, кроме того что выполнял свои основные продюсерские обязанности, сыграл в фильме небольшую роль. Нельзя не отметить и появление в актерском составе нечасто снимающегося Кейра Дуллеа – легендарного астронавта Боумэна из кубриковской «Космической одиссеи» (2001: A Space Odyssey, 1968).
РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
TRUE STORY
США, 2015, 99 минут
Режиссер: Руперт Гулд
В ролях: Джеймс Франко, Джона Хилл, Фелисити Джонс, Мария Диззия, Итан Сапли, Конор Кикот
Жанры: драма, детектив
Возраст: 16+
История странного знакомства и «творческого сотрудничества» журналиста и убийцы.
Психопат из Орегона Кристиан Лонго в декабре 2001 года убил свою жену и троих детей. Журналист Майкл Финкел был известным репортером, звездой журналистских расследований The New York Times, вплоть до 2002 года, когда его уличили в подтасовке фактов в одной из статей, посвященных современной работорговле в Африке. Бежав в Мексику, Лонго подписывался в отелях и представлялся именем Финкела, по сути украв идентичность репортера, чье творчество он уважал. Узнав об этом, опозоренный Финкел решил воспользоваться ситуацией и попробовать вернуться в профессию, сделав материал о Лонго. Фильм Гулда в деталях описывает историю их взаимоотношений, которая длится до сих пор.
Картина, спродюсированная компанией Брэда Питта Plan B, интересна по нескольким причинам. Во-первых, это необычный шанс увидеть Хилла и Франко в контексте драматического противостояния характеров (эту пару куда проще представить в формате комического дуэта). Во-вторых, фильм стал кинематографическим дебютом англичанина Руперта Гулда – видного театрального режиссера, художественного руководителя лондонского Almeida Theatre. В-третьих, довольно банальная экспозиция фильма – взаимовыгодная, но опасная игра преступника и журналиста в кошки-мышки – подана без излишнего сенсационализма или демонизации образа убийцы, но и без режиссерской боязни поднять историю на должный символический уровень. Киноманам будет приятно увидеть в крошечной роли культового актера, «армянского Брандо» Джона Шэриана, а меломанам предстоит как следует напрячься, чтобы не проморгать камео Лаудона Уэйнрайта в финальной сцене (а также отметить заочное участие в фильме легендарного сочинителя мадригалов, женоубийцы и героя фильма Херцога – дона Карло Джезуальдо да Венозы).
ДНЕВНИК ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКА
THE DIARY OF A TEENAGE GIRL
США, 2015, 102 минуты
Режиссер: Мариэль Хеллер
В ролях: Бел Паули, Александр Скарсгард, Кристен Уиг, Кристофер Мелони, Маргарита Левиева, Маделейн Уотерс
Жанр: ретрокомедия
Хронометраж: 1 час 42 минуты
Возраст: 16+
Ретрокомедия о половом взрослении юной художницы.
«У меня сегодня был секс. Мама дорогая!» – с такой реплики главной героини Минни начинается эта очаровательная картина 36-летней дебютантки Мариэль Хеллер. А продолжается так, как и должна продолжаться история 15-летней дочери (Паули) богемной распутницы-библиотекарши (Уиг) в Сан-Франциско середины 70-х: уверенными шагами во взрослую жизнь на фоне узаконенного распутства самого толерантного города на свете. Радостное знакомство с плотскими удовольствиями принимает для Минни самые разные – но равно возбуждающие – формы: ролевые игры в туалете бара, эротические манипуляции с плакатом Игги Попа, рисование порнокомиксов и, наконец, роман с мамочкиным бойфрендом (Скарсгард).
Правильный микс просветленной безбашенности и цинизма, не ведающего ложного стыда, «подсмотренный» Хеллер в фильмах вроде «Джуно» (Juno, 2007) и «500 дней лета» ((500) Days of Summer, 2009), раскрашен трогательной анимацией и озвучен гитарным саундтреком в лучших традициях калифорнийского инди-кино. Знатокам американской комедии будет небесполезно узнать, что Хеллер – жена участника трио The Lonely Island, ветерана SNL и режиссера «СуперМакГрубера» (MacGruber, 2010) Йормы Такконе, выступившего продюсером фильма. Стоит заметить, что уровень откровенности – и обнаженности – в показе отношений разновозрастных героев оказался настолько «взрослым», что режиссеру пришлось звать на главные роли европейских актеров – 23-летнюю лондонку Паули (чья работа станет откровением для всех) и звезду сериала «Настоящая кровь» (True Blood, 2008–2014) шведа Скарсгарда.
Кинофестиваль «Сандэнс»: лучшая операторская работа
Берлинский кинофестиваль: Гран-при жюри «Поколение 14+»