«Борат» (2006)
Открывает список успевший стать культовым «Борат», придуманный английским комиком Сашей Бароном Коэном. Его очередное альтер-эго, казахский журналист Борат, путешествует по Америке в целях «изучения американской культуры на благо славного народа Казахстана» — это, кстати, полное название фильма — и попутно высмеивает американскую культуру, на которую и направлена его сатира. Хотя по ходу действия Борат меняет свою цель и после просмотра эпизода «Спасателей Малибу» решает, что ему во что бы то ни стало необходимо жениться на Памеле Андерсон.
Упоминающаяся в начале фильма родина Бората на самом деле снималась в Румынии и имеет мало общего с Казахстаном, видоизмененный гимн которого он исполняет в одном из эпизодов. Однако первоначальная реакция казахских представителей была не слишком радостной, правда, со временем она изменилась — Коэн парадоксальным образом нанес Казахстан на мировую инфокарту.
«Борат» имеет историческое значение еще и потому, что Госкино, которое тогда занималось прокатными удостоверениями, впервые отказало в его выдаче фильму, не содержащему порнографические материалы. Начало было положено.
«Война Чарли Уилсона» (2007)
«Как фильм с Томом Хэнксом вообще может кого-то обидеть?» — можете подумать вы, и Киноафиша вполне согласна с уместностью этого вопроса. Однако дело не в обладателе, возможно, самого безобидного лица в истории американского кино со времен Бастера Китона, а в Чарли Уилсоне, который столь же реален, как и Хэнкс. Уилсон был в 80-х конгрессменом в Палате представителей от великого штата Техас. После ввода советских войск в Афганистан вдохновленный своей подругой политической активисткой Джоанн Херринг в исполнении Джулии Робертс Уилсон становится идеологом крупнейшей тайной операции ЦРУ в истории, получившей название «Циклон». Суть ее состояла в финансовой и военной помощи угнетенному афганскому народу (жаль, что эти деньги не были потрачены на изобретение машины времени, ведь тогда Уилсон бы узнал, что спустя двадцать с лишним лет США последуют примеру СССР).
Фильм, несмотря на солидный каст, пять номинаций на «Оскар», постановку от режиссера легендарного «Выпускника» Майка Николса (к слову, «Война» станет последней его картиной) и сценарий от Аарона Соркина, сложно назвать выдающимся хотя бы в чем-то, кроме подчас нелепых обвинений в адрес Советского Союза, показанного как империя зла, маскирующего мины под конфеты, чтобы уничтожить как можно больше детей. Так или иначе фильм не добрался до российских экранов — компания-прокатчик, купившая права на фильм, решила не подавать заявку на выдачу удостоверения ввиду «определенной направленности фильма».
Операция «Мертвый снег» 2 (2014)
Фильм, о котором едва ли слышали за пределами Норвегии и сопредельных стран. Продолжение комедийного зомби-хоррора в духе «Армии тьмы» Сэма Рэйми про бедолагу Мартина, случайно «оживившего» мертвецов в первой части, вызвало острую неприязнь у Министерства культуры. Вероятно потому, что во второй части фильма Мартин призывает на помощь… мертвых красноармейцев. Фантазию необходимо держать в идеологической узде.
Интервью (2014)
Пожалуй, самое известное из всех интервью, которых вы не видели. По сюжету фильма придурковатая пара — популярный ведущий собственного телешоу Дэвид Скайларк (Джеймс Франко) и его продюсер Аарон Рапопорт (Сет Роген) — отправляется в КНДР в гости к... Ким Чен Ыну, который, как оказалось, является большим поклонником Дэвида. Этим не могли не воспользоваться вездесущие и крайне предприимчивые агенты ЦРУ, которые уговорили главных героев воспользоваться одним шансом на миллион и разделаться с ненавистным правителем.
Откровенно дурацкая в духе Сета Рогена и его постоянного соавтора Эвана Голдберга («Полный расколбас») комедия оскорбила большее количество правительственных чиновников, чем собрала зрителей, а список стран, отказавшихся показывать фильм, оказался длиннее самого сценария. «Интервью» с трудом показали в США, что уж говорить о России.
«Приказано забыть» (2014)
Впрочем, в практике Министерства культуры есть случаи и внутренних ограничений, коснувшихся, в частности, фильма Хусейна Эркенова, который рассказывает о событиях, предположительно произошедших в 1944 году при депортации ингушей и чеченцев. По сюжету и предположениям некоторых историков из-за возникших в дороге трудностей жителей села Хайбаха перевезти вовремя так и не удалось, и, чтобы не отстать от плана, руководящий операцией полковник приказывает собрать людей в конюшне и поджечь ее. Минкульт рассудил, что тем самым создатели фильма рискуют разжечь национальную рознь, и наложил вето на прокат.
«Номер 44» (2015)
Удивительный пример «клюквы». Сложно даже представить, что подобное было возможно в 2014 году (впрочем, относительно недавно мы видели «Красного воробья» и «Черную вдову»). По сюжету капитан Министерства государственной безопасности Лев Демидов (Том Харди) выходит на след серийного убийцы детей, но загвоздка в том, что тов. Сталин считает убийство возможным лишь при капитализме, а значит в СССР (как и секса) его быть не может. Привычное сценарное упражнение «человек против системы» здесь выглядит совсем уж выморочно, как и игра замечательных актеров Гэри Олдмана, Нуми Рапас, Юэля Киннамана, Чарльза Дэнса и Венсана Касселя, которые искренне стараются раскрасить эту бессмыслицу.
Впрочем, претензии Министерства культуры носили несколько иной характер. В выдаче прокатного удостоверения было отказано ввиду «искажения исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи». Конец цитаты.
«Смерть Сталина» (2017)
Сатирическая комедия от мастера жанра британского сценариста и режиссера Армандо Ианнуччи, известного по работе над сериалом «Вице-президент», рассказывала, как ни удивительно, о смерти вождя народов, отца нации и обладателя одних из самых пышных усов в истории. Речь, разумеется, об Иосифе Виссарионовиче Сталине. По версии Ианнуччи, сразу после его последнего издыхания над его телом началась деятельная партийная борьба за все его посты и регалии. Действующие лица всё те же, что и в реальности: Берия, Хрущев, Маленков и Жуков. Сыгранные замечательными актерами, среди которых есть имена Стива Бушеми, Джеффри Тэмбора и культового «пайтона» Майкла Пейлина, в фильме они до жути комичны, вечно склочничают и всячески друг над другом подтрунивают.
Безобидная сатира на волю к власти и неразборчивость в средствах ее достижения вызвала удивительно острую реакцию у части творческой интеллигенции, направившей в Министерство культуры открытое письмо с просьбой отозвать уже выданное прокатное удостоверение. По слухам, однако, московский кинотеатр «Пионер» всё же успел провести четыре «призрачных» сеанса, о реальности которых ведутся споры. К слову, «Смерть Сталина», но по гораздо более очевидным причинам, запретили показывать и в Азербайджане.
«Кролик ДжоДжо» (2019)
Фильм о юном члене Юнгфолька Йоханнесе Бетцлере по прозвищу Кролик ДжоДжо, получившем его за то, что не смог застрелить кролика по заданию своего учителя, рассказывал о его сложной и неожиданной дружбе с одной стороны с еврейской девочкой Эльзой, которую втайне укрывала его мама, и воображаемым Адольфом Гитлером с другой. Последнего сыграл режиссер и сценарист фильма Тайка Вайтити, известный по ироничным комедиям «Сокол против акулы» и «Реальные упыри», и сделал это замечательно (не стоит забывать, что он играет плод воображения маленького мальчика, живущего в нацистской Германии). «Кролик» получился одновременно трогательным, смешным и пугающим, но не вышел в российский прокат.
Формально отечественный дистрибьютор не подавал заявку на выдачу прокатного удостоверения, явив, вероятно, удручающий пример самоцензуры. Впрочем, вполне объяснимый: представить нелепо прыгающего и танцующего Гитлера на экранах российских кинотеатров довольно сложно (чего нельзя сказать о ноутбуках).
А теперь о двух картинах, не отвечающих высочайшим этическим стандартам, предъявляемым к фильмам Министерством культуры.
«Клип» (2012)
В 2021 году после выхода российского «Аутло» (2019), сериала Happy End и, например, третьего сезона «Сексуального просвещения» на Netflix «Клип» выглядит вполне скромно, однако в далеком, почти доисторическом 2012-м фильм сербского режиссера Майи Милош показался чиновникам чересчур откровенным из-за сцен употребления наркотиков и секса. С другой стороны, чего еще можно ожидать от современных подростков, к слову, не слишком отставших от главной героини «Клипа» Ясны, которая пытается вырваться из серой окружающей ее действительности самыми доступными способами (речь идет не о книгах).
«Любовь» (2015)
Фильм знаменитого испано-французского режиссера Гаспара Ноэ, постоянного участника Каннского кинофестиваля. В условном сюжете фильма главный герой начинающий режиссер Мерфи (эту же фамилию носит и мама режиссера) вспоминает о своей бывшей возлюбленной Электре и грустит о своем настоящем, в котором растит ребенка от нелюбимой Оми. Секс, как кажется, для Ноэ неотделим от любви, и минкульт с этим оказался вполне согласен, отделив «Любовь» от кинопроката из-за «многочисленных сцен порнографического характера». Нечто подобное чуть было не случилось и с фильмом-триумфатором Канн 2013 года «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, однако в последний момент всё образумилось.