Корейский кинематограф в начале 2020 года громко заявил о себе триумфом «Паразитов» на Оскаре, тем не менее, нельзя сказать, что этот успех совсем уж неожиданный. Корейский кинематограф – один из самых самодостаточных в мире. Среди хитов проката куда больше своих картин, чем во многих западноевропейских прокатах; ежегодно выходит огромное количество фильмов, многие из которых имеют фестивальный и кассовый успех и за пределами Кореи. Мы приведем небольшую подборку абсолютно разных картин, которая показывает все грани необычного корейского кино.
-
Олдбой. 2003 г. Реж. Пак Чхан-ук.
Из необычных и крайне напряжённых картин Пак Чхан-ука можно составить отдельный список, вполне самодостаточный. Стоит упомянуть один из первых домашних хитов корейского проката «Объединённая зона безопасности» или атмосферную «Служанку», но, пожалуй, главный его художественный успех – щемящая история о мести, выполненная в жанре кафкианского хоррора со вспышками азиатского ультранасилия и почти античным пафосом в конце. Два других фильма из трилогии режиссёра о мести: «Сочувствие господину Месть» и «Сочувствие госпоже Месть» – также вполне самодостаточны, но именно из «Олдбоя» получился шедевр. Американский ремейк вышел на порядок хуже.
-
Анархисты 2000 г. Реж. Ю Ён-щик
Ещё один фильм Пак Чхан-ука, но здесь он ограничился написанием сценария. История не столько про анархистов, сколько про радикалов – борцов с режимом японской оккупации в Корее. Меткие диалоги, прекрасно переданная атмосфера, но самое главное – невероятно красивая и модная картинка. «Анархисты» – это такие себе «Острые козырьки» про корейскую историю, когда безупречный визуал и отлично выглядящие мужчины в костюмах важнее несколько шероховатого сюжета.
-
Таксист 2017 г. Реж. Чан Хун
Ещё один фильм, права на ремейк которого захотят получить американские продюсеры. Очень уж голливудская история: в 1979 году к власти в Корее приходит путём военного переворота Чон Ду-хван, это вызывает массовые протесты и столкновения мирных граждан с силовиками. Юрген (Томас Кречман) – немецкий репортёр, который хочет проникнуть в самый эпицентр беспорядков, чтобы рассказать о них. Помогает ему в этом жизнерадостный таксист Ким (Сон Кан-хо). Трогательная и впечатляющая история о месте человека в истории, профессиональном долге и гуманизме.
-
Я видел дьявола 2010 г. Реж. Ким Джи-ун
Месть – частый мотив в корейском кино. И никто так виртуозно не распоряжается этой темой. Фильм Ким Джи-уна не искрит тем мрачным эстетством, которое есть у трилогии о мести Пак Чхан-ука – это скорее психологический триллер, в определённые моменты трудный для просмотра из-за насилия на экране, а иногда – из-за действительно глубокого погружения в психологию героев. История о том, как полицейский мстит маньяку за убитую жену, поражает удивительным для выбранного градуса насилия христианским пафосом. Зло не может породить ничего кроме зла, а месть не приносит успокоения мстящему.
-
Пьета 2012 г. Реж. Ким Ки Дук
Этот режиссёр одним из первых вышел на международную арену и стал фаворитом европейских фестивалей ещё в 1990-х. В 2012 году за «Пьету» Ким Ки Дуку на Венецианском кинофестивале разве что ключи от города не дали – фильм получил пять наград. «Пьета» является апофеозом режиссёрского стиля корейского автора и некоторым инвариантом корейского кино вообще. Жесточайшее насилие и герои на грани отмороженности здесь удивительным образом соседствуют с мелодраматизмом и глубоким психологизмом (а в рамках этой истории – ещё и фрейдизмом). Смотреть тяжело, но очень интересно.
-
Паразиты 2019 г. Реж. Пон Джун-хо
Не добавить эту ленту в подборку было бы просто неэтично. Успех фильма заслуженный, более того, он вполне подходит для первичного знакомства с корейским кино. Но нужно быть готовыми к тому, что корейцы плевать хотели на уложенные западным кино жанровые рельсы. Картина начинается в стиле чуть ли не остроумной плутовской комедии, а закончится совсем иначе.
-
С Богами: Два мира 2017 г. Реж. Ким Ён-хва
С фэнтези в корейском кино тоже обходятся своеобразно. Дилогия «С Богами» (в 2018 году вышел сиквел) – экранизация корейской графической новеллы о потустороннем мире. В первой части фильма главному герою – погибшему спасателю – придётся пройти ряд испытаний, чтобы заслужить шанс на реинкарнацию. Попутно нам расскажут историю его жизни и объяснят потустороннее мироустройство – странный симбиоз христианской и корейской мифологии. Отдельного упоминания стоят спецэффекты, витиеватые и яркие аж до какого-то позерства.
-
Ветеран 2015 г. Реж. Рю Сын-ван
Полицейская комедия по-корейски. В уже свойственном этому кинематографу эклектизме соединяются откровенно абсурдистская комедия и вполне себе серьёзный детектив о расследовании с прописанными характерами и драматизмом. Не обходится и без общественно-политических мотивов. Желающий усадить негодяя за решётку коп не может этого сделать из-за того, что этот негодяй богат и влиятелен. Но как гласит теглайн «Ветерана»: «Неприкасаемый встретит Неостановимого». Суперхит корейского проката, при относительно небольшом бюджете в 5 миллионов долларов он стал пятым по сборам из местных фильмов в Корее за всё время.
-
Друг 2001 г. Реж. Квак Кён-тхэк
Фильм – единокровный брат «Однажды в Америке», «Бригады» и прочих историй о прошлой дружбе, влияющей на криминальное настоящее героев. Несмотря на масштабность истории, картина очень лаконично снята и длится чуть меньше двух часов. При этом никаких претензий ни к подробности, ни к правдоподобию истории не возникает. Практически эталонное жанровое кино. Квак Кён-тхэк после будет снимать ещё много картин, даже в 2013 году сделает сиквел «Друга», но до качества первой части он не доберётся и близко.
-
Пылающий 2018 г. Реж. Ли Чхан-дон
Ещё один пример лихого жанрового перемежения. Это и мелодрама о любовном треугольнике, и драма о любви странного парня к странной девушке, и параноидальный детектив с немалым количеством «достоевщины». Любовь и смерть, добро и зло, месть и прощение – в несколько отрешённом стиле Ли Чхан-дон демонстрирует необычную, крайне насыщенную, но невероятно понятную историю о природе человеческих страхов и слабостей.
-
Избави нас от лукавого 2020 г. Хон Вон-чхан
Хочется закончить чем-то недавним, новым. Несмотря на то, что Корея была в самом очаге ковидного пожара, кинопром в стране не заглох окончательно. Одним из кассовых хитов этого года стал боевик «Избави нас от лукавого», чьими духовными братьями являются индонезийские «Рейды» или «Джон Уик». Впрочем, и здесь кино нельзя назвать исключительно жанровым боевиком. Месть, социальная несправедливость, фатализм – все типичные темы рассмотрены, что не отменяет того, что это качественный и зрелищный экшн.
Петр Волошин