Для человека, который только начинает смотреть аниме, вся терминология кажется абсолютно инопланетным языком. Приходится лезть в Google, открывать все возможные ссылки, в том числе и Википедию. Однако даже на сайтах представлено слишком много информации и в ней можно потеряться. Мы решили собрать в одном материале самые необходимые метажанры и жанры аниме, которые помогут вам лучше ориентироваться в японской анимации. А еще специально добавили ключевые фильмы и сериалы под каждым термином.
Метажанры и с чем их едят?
Если вас напугало слово «метажанр», то не стоит сразу же закрывать статью. Под этим термином обычно обозначают некий «ведущий жанр», носящий в себе общие семантические свойства обычных жанров.
Сёнэн
Долго идут споры между анимешниками, стоит ли считать разделения по возрастной и гендерной аудитории жанрами. Сенэн, скорее всего, просто метажанр в классическом его понимании. Аниме, манга и ранобэ фокусируются исключительно на мальчишеской аудитории от 12 до 18 лет. Однако даже взрослые мужчины покупают и смотрят сёнэны и соотносят себя с главными героями. Другими словами, узкая возрастная целевая аудитория – это всего лишь формальность, но имейте в виду, что протагонистами обычно бывают мальчики-подростки. Если же вам хочется посмотреть или почитать что-то про героев 20+, то выбирайте сэйнен.
Немного истории
Сёнэн появился благодаря одноименным юношеским журналам, где обычно публиковались приключенческого формата комиксы и разные рассказы. Манга появилась на страницах сёнэн-изданий только после Второй мировой войны, сдвинув другие традиционные литературные медиа. Многие мангаки начинают свою карьеру как раз с публикаций в журналах Weekly Shōnen Jump, Weekly Shonen Magazine или Weekly Shonen Sunday.
Основные жанры: приключения, боевик, фантастика, фэнтези, спорт, повседневность, мистика, драма
Ключевые аниме: «Стальной алхимик», «Наруто», «Блич», «Хантер х Хантер», «Магическая битва», «Клинок, рассекающий демонов», One Piece, «Тетрадь смерти», «Моя геройская академия»
Сэйнэн
Выше мы уже немного начали говорить об этом метажанре, а теперь пришло время чуть-чуть подробнее про него рассказать. Сэйнэн рассчитан на аудиторию, состоящую из мужчин старше 18 лет. В аниме и манге данного метажанра обычно затрагивают сложные взрослые темы: работа, депрессия, поиск своего места в жизни, секс и так далее. В сэйнэне больше реализма и драматизации событий, авторы обычно не фокусируются на фантастических элементах и пытаются практически задокументировать повседневную жизнь героев. Однако фэнтези-стилистика тоже бывает, но тогда в обиход идут разные темы в контексте философии, психологии и социологии. Другими словами, этот метажанр более мрачный, чем сёнэн.
Немного истории
На самом деле самая первая опубликованная манга в Японии была сэйнэном. Это было в 1956-м году, и аудитория журнала Weekly Manga Times состояла в основном из мужчин среднего возраста, которым были интересны эротические истории и всякие байки про якудза.
Основные жанры: драма, трагедия, психология, боевик, комедия, эротика (этти), фэнтези, повседневность
Ключевые аниме: «Великий из бродячих псов», «Призрак в доспехах», «Берсерк», «Атака титанов», «Хеллсинг», «Токийский гуль», «Акира», «Эльфийская песнь», «Мастер Муси», «Ванпанчмен», «Мартовский лев»
Сёдзё
Второй по важности метажанр в японской культуре – это сёдзё. Он нацелен исключительно на девочек от 12 до 18 лет, но также пользуется популярностью у женщин взрослого возраста. Мальчики тоже смотрят и читают сёдзё-аниме из-за милых и приятных героинь (дальше лучше не комментировать). Обычно среди протагонисток встречаются яркие и веселые, угрюмые и скрытные, безумные и опасные, другими словами, абсолютно любые. Такое разнообразие характеров выбрано специально, чтобы молодые девушки могли найти ответы на волнующие их вопросы. В сёдзё-аниме обычно можно встретить романтические и комедийные истории, где у главных героев безумно сладкие отношения.
Немного истории
Сёдзё появилось еще в начале прошлого века благодаря первым выпускам журналов Shōjo-kai, Shōjo Sekai и Shōjo no Tomo. Тогда публиковались просто несколько иллюстраций японских женщин в национальной одежде, и только через пару лет большинство страниц начала занимать манга.
Основные жанры: романтика, комедия, спорт, драма, повседневность, фэнтези
Ключевые аниме: «Торадора», «Очень приятно, Бог», «Хоримия», «Президент студсовета – горничная!», «Корзинка фруктов», «Клуб свиданий старшей школы Оран», «Достучаться до тебя», «Рыцарь-вампир», «Волчица и черный принц»
Дзёсэй
Для женской аудитории от 18 лет тоже существует отдельный метажанр, который называется дзёсэй. Чаще всего протагонистками становятся взрослые девушки, чьи истории сильно отличаются от романтических сахарных отношений в каком-нибудь классическом сёдзё-аниме. Теперь на первый план выходят более взрослые и серьезные вопросы, включающие даже феминистскую этику. Другими словами, дзёсэй – это то же самое, что и сэйнэн, но про девушек.
Немного истории
Дзёсэй появился в 1980-х годах во время популярности манги. Девушки, читавшие сёдзё в 50-60-х годах, захотели более взрослых историй, с которыми они могли бы себя ассоциировать
Основные жанры: повседневность, драма, романтика, трагедия, психология, этти
Ключевые аниме: «Яркая Чихая», «Так сложно любить отаку», «Склон Аполлона», «Не называй это любовью!», «Дело ювелира Ричарда», «Нодамэ Кантабиле», «Райский поцелуй», «Восточный Эдем», «Нана»
А что насчет самих жанров в аниме?
Жанровая характеристика в японской анимации практически не отличается от привычных нам литературных и кинематографических терминов. Однако парочка слов все-таки может заставить засомневаться неподготовленного зрителя при выборе аниме.
Махо-сёдзё
Чуть выше мы уже рассказали о значении метажанра сёдзё, поэтому снова его объяснять будет уже лишним. В махо-сёдзё обычно можно встретить истории про милых девушек, у которых есть необъяснимые сверхъестественные способности. Волшебство, комедия, романтика и иногда повседневность – это основные лейтмотивы этого жанра.
Немного истории
Прототипом махо-сёдзё стала манга «Принцесса-рыцарь», выпущенная в 1953 году. Однако привычное для нас понимание этого жанра появилось после аниме «Ведьма Салли» в 1966 году, где первые серии были представлены в черно-белом варианте, а потом уже в цветном.
Ключевые аниме: «Красавица-воин Сейлор Мун», «Девочка-волшебница Мадока», «Чара-хранители!», «Сакура – собирательница карт», «Токийские кошечки»
Меха
Далеко ходить не надо, чтобы объяснить появление такого термина, как «меха». Это просто сокращенный вариант от английского слова «механический». Обычно в сюжете аниме такого жанра встречается вечная тема противостояния человечества и машин. Половину экранного времени будут занимать огромные роботы или другие человекоподобные стальные или механические создания. Они могут двигаться сами по себе с помощью искусственного интеллекта, но иногда для них нужны специальные пилоты.
Немного истории
Впервые человекоподобные машины появились в японской анимации только в 1963 году. Тогда регулярно выходил сериал Tetsujin 28-go про мальчика-подростка, способного управлять роботом. Окончательно жанр сформировался только несколькими годами позже после релиза аниме Mazinger Z.
Ключевые аниме: «Евангелион», «Код Гиас», «Фури-кури», «Стальная тревога», «Гуррен-Лаганн», «Промар», «Любимый во Франксе»
Исэкай
Если переводить японское слово дословно, то оно обозначает «странный или другой мир». Обычно аниме, заимствующие характеристики исэкая, похожи друг на друга. Главный герой внезапно перемещается в другой, отличный от своего мир. Время тоже меняется, персонажи могут отправиться в прошлое или будущее, оказаться в другом теле и даже никогда не вернуться назад. Сейчас в аниме-индустрии происходит какой-то необъяснимый бум исэкаев, и каждый сезон выпускается по одному проекту в этом жанре.
Немного истории
Исэкай появился благодаря старояпонской литературе. В этом виновата известная сказка или даже легенда о рыбаке Урасиме Таро, который спас черепаху. Последняя пригласила его к себе в Подводный Дворец, чтобы отблагодарить героя. Таро провел там всего лишь несколько дней и под конец засобирался обратно на сушу. Уже на берегу рыбак понимает, что в его родном мире прошло 700 лет.
Ключевые аниме: «Реинкарнация безработного», «Военная хроника маленькой девочки», «Подручный Луизы-Нулизы», «Моя реинкарнация в отомэ-игру в качестве главной злодейки», «О моём перерождении в слизь», «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире», Sword Art Online
Спокон
Этимология этого термина происходит от двух значений – «спорт» и «сила воли», – поэтому на этом все объяснение данного жанра можно закончить. Обычно это просто аниме про спортивные состязания, повседневную жизнь атлетов и разные другие побочные темы.
Немного истории
Первым аниме на спортивную тематику было «Спиди-гонщик», выпущенное в 1967 году. Сюжет вращался вокруг автогонщиков и того, как они с помощью машин боролись против надоедливых соперников и самых разных преступников.
Ключевые аниме: «Волейбол!!», «Баскетбол Куроко», «Юри на льду», «Ре-мэйн», «Вольный стиль!», «Мегалобокс», «Эйр Гир», «Боец Баки»