Действие «Серебряных коньков» разворачивается в Петербурге XIX века. Накануне Нового года судьба сводит героев из совершенно разных миров: простой сын фонарщика Матвей встречает дочь крупного сановника Алису. У каждого из них есть своя непростая история, но, столкнувшись однажды, они решают идти к своей мечте вместе.
Вдохновением для фильма послужила старая сказка «Серебряные коньки», которую когда-то посоветовала продюсеру Петру Анурову его мама.
«Я тогда совершенно не понял, зачем экранизировать историю про детей в Амстердаме XIX века. Но спустя время любовь к Петербургу и его системе рек и каналов подсказала интересную идею: перенести действие сюда, в зимний Петербург рубежа XIX-XX веков, а главных героев из брата и сестры превратить во влюбленных юношу и девушку из разных миров. Это было невероятно интригующе: вдохнуть жизнь в зимние, замерзшие реки и каналы Санкт-Петербурга, одного из красивейших городов планеты».
Простые на первый взгляд истории главных героев тонко переплетаются с современной реальностью. Ситуация, сложившаяся вокруг фонарщика Матвея, для многих до сих пор не потеряла своей актуальности. Таким образом, создатели «Серебряных коньков» попытались создать у зрителей ощущение некой сопричастности к происходящему, чтобы персонажи сразу стали ближе, понятнее, трогательнее. Несмотря на то, что времена изменились, проблемы остались те же: классовые конфликты бедных и богатых, отношения власти и народа.
«Также кино затрагивает и злободневную ныне тему феминизма, потому что главная героиня хочет учиться, а это времена, когда женщины не могут получить высшее образование в России. Плюс в картине на уровне юмора, каких-то шуточных ситуаций есть рифмы с нашим временем, некие «пасхалки». Я изначально поставил перед собой такую задачу, чтобы в фильме абсолютно точно не было ощущения костюмного нафталина. Хотелось сделать эту историю так, будто она происходит сейчас, просто в другом историческом контексте», — поделился своими мыслями сценарист фильма Роман Кантор.
Дебютанта Михаила Локшина продюсеру посоветовал именно Роман Кантор. Для создания «Серебряных коньков» требовался визионер, человек с безупречным вкусом. И Михаил идеально подходил на эту роль, несмотря на то, что у него не было опыта работы в полном метре. Идея локации пришла к нему сразу.
«Уникальность фильма в том, что большая часть действия происходит на замерзших каналах и реках Петербурга. В XIX веке часть жизни в столице империи действительно проходила «внизу», и водные артерии зимнего Санкт-Петербурга – это уникальное место действия, которого, как нам кажется, мы раньше не видели в кино. На картинах, фотографиях и рисунках – да, но не в кино. Что удивительно, потому что это замечательный, привлекательный сеттинг для экшена, приключений и истории любви», — рассказал режиссер.
Кастинг на фильм был большой. В итоге внимание продюсеров привлекли двое малоизвестных, но талантливых исполнителей — Софья Присс и Федор Федотов. Оба — коренные петербуржцы.
«Мне досталась замечательная роль Матвея. Такой роли в моей жизни еще не было. Мало того что это моя первая роль в кино, она еще и сразу главная!.. Это большая удача. Так как я первый раз оказался перед камерой, Михаилу Локшину пришлось многому меня научить с технической точки зрения, за что я ему благодарен. Особенно ценно для меня было то, что Михаил хорошо чувствует, что он снимает, понимает, чего хочет добиться. У него всегда находятся слова, чтобы объяснить это», — поделился исполнитель роли Матвея Федор Федотов.
«Мне запомнился самый первый этап работы над персонажем. Михаил давал задания с определенным временем на выполнение, мы вели диалоги: переписывались, встречались, без остановки обсуждали и фантазировали. И еще Михаил подарил мне книгу по этикету — я должна была отметить для себя самое важное и интересное. Но я этим не ограничилась: в театральной библиотеке Петербурга нашла другую книгу по этикету, царских времен. С трудом выпросила ее на руки. Проштудировала, наделала фотографий текста, которые, кстати, потом очень помогали нам на площадке в спорных моментах», — добавила исполнительница роли Алисы Софья Присс.
На второстепенные роли в фильме привлекалось множество европейских артистов. Так, например, гувернантку главной героини сыграла англо-ирландская актриса Кэти Бэлтон. Также небольшую роль исполнил Дени Лаван, известный французский актер, любимчик режиссера Леоса Каракса. Нашлось в картине место и для именитых русских артистов, среди которых Алексей Гуськов, Юрий Борисов, Александра Ревенко.
Для создания мира «Серебряных коньков» художнику-постановщику Александру Загоскину пришлось исследовать множество материалов по выбранной исторической эпохе, которые касались не только России, но и Англии, и даже Нидерландов.
«Историческая достоверность всегда важна. Фантазию и воображение можно выстроить, опираясь на что-то реальное. Можно что-то слегка трансформировать, подгоняя под сценарий, но без документа того времени никак не обойтись. Без этого не будет духа, атмосферы. Порой мы отходили немного в сторону, например, в сценах праздников или императорского катка, но делали это так, чтобы было не очень сильно заметно. Немного преувеличили, допустим, с электричеством, но, мне кажется, это пошло на пользу и в итоге хорошо смотрится».
Большая часть сцен снималась на натуре — для работы на многочисленных каналах Петербурга были привлечены сотрудники МЧС. Согласно разработанной системе, после мороза лед покрыли специальным настилом из досок, этот настил затем полили водой для образования дополнительной корки льда. Так получилось плотное покрытие, способное выдержать не только людей, но и декорации. Однако питерская зима немного подвела съемочную группу: на улице было слишком тепло, лед начинал таять. В итоге в целях безопасности в павильонном комплексе были построены копии Мойки и Зимней канавки. Декорация заняла более сорока тысяч квадратных метров.
Для еще более глубокого погружения в атмосферу «Серебряных коньков» требовалась огромная работа со стороны художников-постановщиков.
«Одной из задач на проекте, в том числе для костюмерного цеха, было изобразить разные миры – бедный и богатый, рабочий, кабацкий и аристократический. Представители первого, например, главный герой Матвей и его отец Петр, ходят в заношенной одежде, которую приходилось тщательно состаривать и фактурить», — рассказала художник по костюмам Татьяна Патрахальцева.
«Нам нужно было создать эффектную стилизацию, а не исторически достоверные костюмы, поэтому в чем-то мы соблюдали документальную точность, а в чем-то могли позволить себе небольшой отход в условность. Костюмы получились очень сложными, настоящими произведениями искусства: их украшают перья, камни, кружево, бисер, тончайшая вышивка. Много уникальной ручной работы! Кстати, все они были пошиты в единственном экземпляре, кроме платья и пальто главной героини для сцены пожара», — добавила второй художник по костюмам Галя Солодовникова.
И, конечно, отдельное внимание было уделено конькам. Их купили на интернет-аукционе, в 4 часа утра соревнуясь с пятью другими участниками торгов из разных уголков планеты. Затем по этим конькам были созданы реплики лезвий исторических коньков из разных материалов, пошиты ботинки.
Вопрос катания на льду также стоял остро. Сначала актеры учились делать трюки на современных хоккейных и фигурных коньках. Потом, когда достигли в этом определенного мастерства, перешли на исторические коньки. В общей сложности потребовалось 3,5 месяца, чтобы актеры научились красиво и правильно скользить, выполнять элементы. Они ежедневно занимались по 5-6 часов на хоккейной площадке в Петербурге. К постановке особо сложных трюков была привлечена команда каскадеров.
В результате длительной и кропотливой работы, череды бессонных ночей и десятков часов, проведенных на льду, у создателей фильма получилась добрая и красивая история, которая особенно важна в наше непростое время, считает продюсер Рафаел Минасбекян. Романтика и любовь, имперский масштаб на фоне невероятной эстетики эпохи на стыке веков добавят в предновогодние дни немного волшебства и праздника, которых именно в этом году нам так сильно не хватает.
Картина создаст особое настроение и увлечет в сказочно красивый Петербург, в мир искренних чувств и ярких событий, – в настоящее, реальное и волнующее приключение, которое многие зрители захотят повторить еще не раз. Ведь «Серебряные коньки» хочется пересматривать снова и снова, чтобы еще раз испытать эти радостные моменты, убежден продюсер Антон Златопольский.