В этот день 45 лет назад состоялась премьера «Таксиста» – культового фильма Мартина Скорсезе, который с годами не теряет своей актуальности. Спустя вот уже четыре десятка лет история о самопровозглашенном мстителе Трэвисе Бикле все еще не устаревает, а современные режиссеры не устают его цитировать: от Тодда Филлипса в «Джокере» до Мартина МакДона в «Семи психопатах».
Джексон Теллер, «Сыны анархии»
С самого рождения судьба Джексона была предопределена: старший сын президента байкерского клуба, он всегда знал, что в придачу к нашивке «Президент» на его жилетке однажды он получит и бремя в виде заботы о «Сынах анархии». Оружие и наркотики, торговлей которыми они промышляют, далеко увели членов клуба от первоначального утопического видения «Сынов» отцом Джекса, Джоном, как братства, семьи, объединенной общими ценностями, главная из которых – свобода.
Несмотря на обостренное чувство справедливости, стремление к миру и желание вытащить своих братьев из могилы, которую они годами рыли для себя сами, принц сонного городка Чарминга ежедневно топит его в крови и делает огромный вклад в процветание в нем коррупции. Снова и снова он терпит поражение в своих попытках покончить с криминальным прошлым клуба и смыть кровь с собственных рук, но, поставив крест на себе, Джексон делает целью своей жизни спасение собственных сыновей от себя и порочного круга, жертвой которого оказался он сам.
Томми Шелби, «Острые козырьки»
Если Джексу статус короля криминальной ячейки достался по праву рождения, то Томми и его братья стали заложниками эпохи, в которой им предстояло взрослеть. Юнцами отправленные на Первую мировую войну, они не понимали, за что сражаются. Став свидетелями бесцельных смертей, океанов крови и людской жестокости на фронте, по возвращении домой они оказались никому не нужны. Без навыков и опыта, но притом лишенные войной всякой веры в лучшее братья Шелби всерьез берутся за раскрутку нелегальной семейной организации.
Томми Шелби можно назвать британским сводным братом Джексона Теллера. Он тоже стремится легализовать свой бизнес, но притом его методы также далеки от гуманных: кровавые расправы, шантаж, бесконечные угрозы, в результате которых его близкие становятся не более чем его уязвимым местом. Избранная им семья – его последняя надежда на спасение. Но среди друзей он может верить далеко не каждому, что с каждым днем ожесточает его все больше.
Лу Блум, «Стрингер»
Журналист и патологический лжец (тут желающие могут проследить определенную взаимосвязь), Лу Блум из тех, чье гремучее комбо из жажды успеха и ненависти к людям определило его будущее стрингера, собирающего материал для криминальной сводки. Причины его неприязни ко всему живому не ясны, однако из-за них он свел каждого человека в своей жизни до утилитарной функции, им выполняемой.
На омерзительные поступки его толкает то, что большинство окрестило бы сумасшествием, но что он назвал бы высшей формой профессионализма. Сколько людей, столько и мнений, но в наличии здравых идей и ценных качеств Лу не откажешь. Его лозунг «Хочешь выиграть в лотерею — заработай деньги на билет» – идея здравая, на практике доведенная им до абсурда. Грань между допустимым и неприемлемым Блумом была стерта.
Брюс Робертсон, «Грязь»
Брюс Робертсон соединил в себе все худшее, что есть в людях: алкогольную и наркозависимость, феноменальную подлость, сексуальную озабоченность и охотное участие во всякого рода извращениях. Все это не мешает ему работать в полиции Эдинбурга, хотя методы он использует ровно такие, какие и следует ожидать от человека с его склонностями. Робертсон ненавидит все живое и доказывает это каждый день своими словами и действиями, но все-таки больше всего ему противен он сам.
Но, как говорил Сириус Блэк, он «хороший человек, с которым случилось много плохого». После двух личных трагедий под бременем вины Брюс стремительно скатывается в пропасть, но в его жизни не осталось никого, кто мог бы вновь поставить его на ноги и отряхнуть с его одежды грязь. В сущности, Брюс глубоко одинокий человек, разучившийся подпускать к себе даже тех немногих, кому он все еще не безразличен.
Джо, «Тебя никогда здесь не было»
Психика Джо перенесла не один удар за время его службы в армии и ФБР. Он видел, на какие зверства способны люди, и опыт вынуждает его задавать в пустоту один и тот же вопрос: «Какого черты мы делаем?» Некогда спасавший людей, теперь он по заказу избавляет мир от неугодных его клиентам мерзавцев, хотя барахлящий моральный компас его жертв Джо, кажется, совершенно не интересует. Главное, чтобы заказчики хорошо платили и держали язык за зубами.
С Трэвисом Биклом у Джо больше общего, чем у всех остальных. Он тоже жертва чужой войны, тоже замкнут и молчалив, но главное – на его пути тоже встретится белокурая девчушка, пострадавшая от рук алчных и похотливых мужчин. Спасти ребенка для Джо значит спасти и самого себя, однако терзающие его воспоминания и постоянное заигрывание со смертью ставят под сомнение его здравомыслие, и, вполне возможно, что его действительно никогда не было.