Не секрет, что «Оскар» – одна из главных кинопремий мира, и фильм, представленный там, получает уникальный шанс обрести многомиллионную аудиторию и прославить его создателей на мировом уровне. Киноафиша расскажет вам о советских и российских фильмах и мультфильмах, лауреатах и номинантах премии Американской киноакадемии.
1. «Разгром немецких войск под Москвой» (1942)
Советским дебютом на «Оскаре» стала документальная картина «Разгром немецких войск под Москвой» – о битве за Москву в Великой Отечественной войне. Фильм собран из хроники за октябрь 1941 – январь 1942. Оператор картины Роман Кармен так описывал работу над фильмом:
«Нетрудно представить, какая нагрузка падала на каждого, снимавшего в те дни. Кинорепортеры были закреплены за армиями, но вместе с тем каждый был в ответе за широкий участок фронта, оператор должен был, в зависимости от хода событий, принимать самостоятельные решения, действовать маневренно, не ожидая приказа. Люди работали с предельным напряжением. Особенно воодушевились, узнав о том, что решено создать фильм “Разгром немецких войск под Москвой” — первый военный полнометражный документальный фильм».
Фильм был выпущен в американский прокат, чтобы познакомить зрителя с союзником в войне, продемонстрировать мощь советской армии и убедить простых американцев в необходимости помощи Советскому Союзу. «Разгром немецких войск» был высоко оценен также на родине и удостоился Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства.
Кстати, история съемок этой картины стала вдохновением для грядущего фильма Сергея Макрицкого «Первый Оскар».
2. «Война и мир» (1965)
Л. Н. Толстой – самый экранизируемый русский писатель, и, ожидаемо, чаще всего на экран попадают его бессмертные шедевры «Война и мир» и «Анна Каренина». Сергей Бондарчук создал масштабное кинополотно, достойное оригинала. Производство картины заняло около шести лет; фильм стал одним из самых высокобюджетных в советском кино. В СССР «Война и мир» стала лидером проката, а за рубежом – завсегдатаем престижных фестивалей. В 1969 году фильм получил «Золотой глобус» и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Сам режиссер не смог присутствовать на церемонии из-за занятости в другом проекте, и статуэтку за группу получила исполнительница роли Наташи Ростовой Людмила Савельева.
3. «Дерсу Узала» (1975)
Следующий отечественный фильм, удостоенный «Оскара», снимался совместно с Японией под руководством Акиры Куросавы. Картина основана на романе великого русского путешественника Владимира Арсеньева, исследовавшего Дальний Восток. За основу взята история дружбы Арсеньева с таежным охотником Дерсу Узала, вместе с которым они путешествовали по Уссурийской тайге. Главную роль в картине исполнил Юрий Соломин, а по ту сторону камеры, плечом к плечу, находились прославленный японский оператор Асакадзу Накаи, известный своими работами с Куросавой, и советские операторы Юрий Гантман и Федор Добронравов. Сценарий к фильму писали совместно Акира Куросава и Юрий Нагибин.
4. «Москва слезам не верит» (1980)
Снятая Владимиром Меньшовым история о провинциалке Катерине, сделавшей карьеру в Москве и ищущей личного счастья, также в свое время стала обладательницей «Оскара». Интересно, что поначалу режиссер хотел отказаться от съемок фильма, но ему показался интересным сюжетный ход, в котором героиня заводит будильник и просыпается через 20 лет, и он принялся за работу. На саму церемонию Меньшов не попал и смог получить свою статуэтку только в 1999 году.
5. «Утомленные солнцем» (1994)
Еще один фильм совместного производства, на этот раз – российского-французского. История семьи легендарного комдива Котова, сыгранного режиссером картины Никитой Михалковым, не только познакомила зрителей по всему миру с трагическими страницами советской истории, но и стала поворотной в кинокарьере актрисы Ингеборги Дапкунайте, сыгравшей главную роль. Помимо «Оскара», фильм также стал обладателем Гран-при Каннского кинофестиваля.
6. «Старик и море» (1999)
Основанный на одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, мультфильм Александра Петрова выполнен в уникальной технике «живопись по стеклу», погружающей зрителя в некое сновидческое пространство, в котором границы реального и воображаемого почти не различимы. «Старик и море» стал первым в истории кино анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX. Помимо «Оскара», мультфильм также получил номинацию на премию BAFTA.
Также в разное время на «Оскар» были номинированы следующие картины:
– экранизация одноименного романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева (1969). Уступила французско-алжирскому политическому детективу «Дзета»;
– биографический фильм «Чайковский» Игоря Таланкина (1971). Уступил фильму знаменитого итальянского режиссера Витторио Де Сика «Сад Финци-Контини»;
– экранизация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого (1972). Уступила сюрреалистической картине Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии»;
– экранизация душераздирающей повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», снятая Станиславом Ростоцким (1977). Уступила французской комедийной драме «Приготовьте ваши носовые платки»;
– драма о вышедшем на пенсию директоре завода «Частная жизнь» Юлия Райзмана (1982). Уступила испанскому фильму «Начать сначала»;
– военная мелодрама Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» (1984). Уступила французско-швейцарской драме о шахматистах «Диагональ слона»;
– советского-французский фильм Никиты Михалкова «Урга – территория любви» (1992). Уступил французской драме «Индокитай»;
– снятая по мотивам рассказа Л. Н. Толстого военная драма Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996). Уступила комедийной драме о чешском музыканте «Коля»;
– французско-российская драма Павла Чухрая «Вор» (1998). Уступила нидерландской драме «Характер»;
– адаптация судебной драмы «12 разгневанных мужчин» «12», снятая Никитой Михалковым (2007). Уступила австрийской драме о попавшем в концлагерь фальшивомонетчике «Фальшивомонетчики»;
– социальная драма Андрея Звягинцева «Левиафан» (2014). Уступила черно-белой картине Павла Павликовского «Ида»