История этого фильма очень непроста: пять лет назад Зак Снайдер покинул производство «Лиги справедливости» из-за личной трагедии. Доделывал картину Джосс Уидон, от которого студия потребовала добавить шуток и сделать повествование более живым. Но прокатная версия с треском провалилась, а фанаты годами пытались выбить релиз оригинального режиссёрского варианта.
Чудо произошло: на HBO Max появилась четырёхчасовая версия «Лиги справедливости». И это не просто растянутая по хронометражу картина. Снайдер полностью убрал сцены, которые доснимал Уидон, и добавил очень много собственных материалов, не попавших в прокатный вариант. При сохранении общего сюжета у Снайдера совсем другое повествование, визуальный ряд и атмосфера.
Быстрое начало против раскрытия героев
Театральная «Лига справедливости» начиналась сразу со встречи Бэтмена (Бен Аффлек) с парадемонами — подручными злодея Степного Волка. После этого он кидался собирать команду для сражения с захватчиками.
Снайдер делает повествование более медленным, но более логичным. Во вступлении он объясняет, что материнские кубы пробудились в момент смерти Супермена (Генри Кавилл). А Брюс Уэйн отправляется на поиски супергероев, помня о просьбе Кларка Кента и памятуя о предупреждениях Лекса Лютора (Джесси Айзенберг).
Вся первая половина фильма посвящена предыстории героев и появлению у них мотивации для вступления в команду. Это значительно замедляет и усложняет подачу: линии Киборга (Рэй Фишер) и Флэша (Эзра Миллер) и вовсе тянут на сольные картины.
Но зато теперь действие превращается в эпичную сагу, какой и должен быть масштабный кроссовер о сражении с самым опасным противником.
Степной волк против Дарксайда
В версии Джосса Уидона главным злодеем картины был Степной Волк. В комиксах этот пришелец очень силён, но в фильме ему практически не прописали мотивацию. А силы злодея менялись в зависимости от необходимости сюжета.
Теперь же Степной Волк — лишь один из подручных самого главного монстра вселенной, Дарксайда. Причём его отношения с повелителем очень сложны: тот изгнал своего помощника за предательство. Это даёт Степному Волку стимул: он хочет выслужиться перед господином, захватив не покорившуюся когда-то Землю.
Поэтому теперь силы Степного Волка кажутся неоднозначными: добывая очередной куб, он предпочитает побыстрее сбежать. Но за его спиной стоит более опасный противник, и именно это нагнетает страх и даёт мотивацию героям. Победить они смогут только объединившись.
Клише против живых персонажей
В прокатном варианте «Лиги справедливости» живыми выглядела лишь пара героев. Показывали перемены характера Бэтмена, его поддерживала Чудо-женщина (Галь Гадот). А вот все остальные члены команды выглядели слишком стереотипными. А ведь именно Киборга сам Зак Снайдер называл «сердцем» и «эмоциональным стержнем» картины.
Режиссёрская версия доказывает его правоту. Предыстория Виктора Стоуна — самая трагичная линия всей картины. Этот герой мучается и от ненависти к отцу, и от потери матери, и от сложности самоидентификации. Теперь он не выглядит угрюмым и нелюдимым — просто подростку очень трудно думать о спасении мира, в котором он чувствует себя чужим.
И после этого легко поверить, что Джосс Уидон действительно специально вырезал всю линию Фишера из картины: вряд ли можно было лишиться такой трогательной истории без причины.
Барри Аллену тоже дают больше предыстории, но она лишь подчёркивает забавный характер героя. Флэш спасает при аварии свою возлюбленную, а заодно зритель понимает, насколько он не приспособлен к жизни в обществе.
Но зато силы этого героя раскрываются по-новому. Он уже не просто мальчишка, который быстро бегает. На нем держится множество важных сюжетных моментов и, по сути, главный поворот в финале, от которого фанаты комиксов придут в восторг.
Брюс Уэйн проявляет больше способностей стратега. Он всё ещё круто дерётся и использует всевозможную технику. Но всё же Бэтмен раскрывается именно как лидер команды. Не меняются лишь Чудо-женщина и Аквамен. Но у них уже есть свои сольники. В кроссовере лишь показывают, что эта пара наверняка подружится.
Лучшая проработка персонажей важна сразу по двум причинам. Во-первых, это позволяет зрителю привязаться к героям, и в опасные моменты их эмоции больше цепляют. А во-вторых, раскрывается основная идея «Лиги справедливости». В прокатном варианте персонажи проигрывали, пока не приходил Супермен и не спасал весь мир. Теперь же важна именно командная работа. Герои и сами могут изрядно потрепать Степного Волка, а, объединившись, способны на любые подвиги.
Шутки против библейских отсылок
Одно из главных достоинств новой «Лиги справедливости» — из неё исчезли все неуклюжие сцены, которые якобы должны были развлекать зрителя. С этими моментами связано немалое количество скандалов. Досъёмки сцен с Суперменом проводили в то время, когда Генри Кавилл уже носил усы (поскольку играл в боевике «Миссия невыполнима»), — их замазали на постпродакшене, но получилось ужасно.
Чудо-женщину Уидон превратил в постоянный объект пошлых намёков. Флэш падал ей на грудь, Аквамен, присев на лассо правды, говорил, что она горячая, а Бэтмену героиня нежно вправляла плечо во время откровенного разговора.
В сюжет также вводили русскую семью (в российском прокате она оказалась польской), которая весь фильм оборонялась от парадемонов, а потом их спасал Флэш, отпуская новые шутки.
К счастью, Зак Снайдер вообще не использовал наработки Уидона, когда монтировал свою версию. Вся пошлость исчезла, при этом смешного в картине всё ещё хватает. По большей части за них отвечают Флэш и Аквамен. Но юмор более удачно разбросан по отдельным моментам и уже перестаёт быть таким глупым.
Атмосфера динамичного и неуклюжего боевика сменилась метафоричностью и так любимыми режиссёром библейскими отсылками. Здесь есть и продолжение божественной темы Супермена, и иллюзия чёрных крыльев у Дарксайда, и даже фрески на стенах.
Тем, кто ждёт бодрого развития событий, лучше запастись терпением. А вот любители визуальных аллегорий и красивой постановки кадра получат немало удовольствия.
Красное против синего
Удивительно, но в картине изменился и визуальный ряд. Причём чтобы донести своё видение, Зак Снайдер скорректировал соотношение сторон экрана, сделав картинку более высокой, как на IMAX-экранах.
Сильно переработаны визуальные эффекты, хотя это не решило всех проблем фильма. Парадемоны выглядят всё такими же игрушечными, да и Степной Волк, пусть и стал внушительнее, всё равно не слишком пугает. Во внешнем виде Киборга графика тоже бросается в глаза.
Но всё же картинка стала значительно лучше. Эпичные сцены флэшбеков или моменты с Дарксайдом похожи на кадры из комиксов. То же касается и отдельных моментов с Бэтменом, который пафосно стоит на крышах зданий.
Также важно, что слишком резкую красную картинку версии Уидона сменили на холодную синюю. Это делает визуал более мрачным, что очень идёт истории.
Ну и, конечно, перекрасили костюм Супермена. Как и в комиксах, после воскрешения он носит чёрную одежду. Это не только слегка меняет образ самого героя, но и убирает слишком заметные накладки.
Намёки на будущее против простого сюжета
На будущее своей киновселенной Зак Снайдер намекал уже в «Бэтмене против Супермена». Видения Брюса Уэйна подсказывали, что в будущем Кал-Эл станет злодеем и покорит человечество. После этого Флэш (уже несколько в другом имидже) отправится в прошлое, чтобы предупредить Бэтмена.
Продолжения этой сюжетной линии пришлось ждать до 2021 года — в театральной версии фильма все намёки проигнорировали. Теперь же эти события ещё плотнее связаны с Дарксайдом и Лоис Лейн. Финал картины, который Снайдер специально доснял к релизу, позволяет взглянуть на очень необычную команду из будущего и частично раскрывает причину проблемы.
Зак Снайдер хотел посвятить этим событиям вторую часть «Лиги справедливости», а завершало бы трилогию сражение с Дарксайдом на планете Апоколипс.
Увы, продолжение вряд ли состоится. На сегодняшний день все события режиссёрской версии считаются неканоничными. Но и в возможность существования самого «снайдерката» долгое время не верили.