Понятие «новая этика», с каждым годом всё чаще мелькающее в СМИ и даже в повседневной речи, отнюдь не ново. Строго говоря, у этого термина есть несколько значений. Под первым подразумевается концепция, появившаяся в Германской империи ещё в 1900 году и связанная с переоценкой ценностей Ницше и женской эмансипацией. Второе – концепция, в 1949 году изложенная психологом Эрихом Нойманном в его книге «Глубинная психология и новая этика». И, наконец, третье, о котором и пойдёт речь в статье, – укоренившаяся в современной России концепция, которая связана в первую очередь с процессами, происходящими на Западе. Своей задачей новая этика ставит преодоление неравенства и дискриминации. Казалось бы, мысль о том, что все люди равны, а насилие нельзя замалчивать, очевидна, однако отношение к новой этике у разных людей может варьироваться от принятия до полного отрицания. Не обошла стороной новая этика и кинематограф. Победа на крупных кинофестивалях заведомо слабых фильмов только из-за актуальности рассматриваемой в них проблемы, культура отмены, новые критерии для получения «Оскара» в главной номинации, перекраивание старых персонажей на новый лад, гендерно-нейтральные герои в сказках – всё это вызывает непонимание, а то и гнев зрителей.
День женщины (1978) и Я плюю на ваши могилы (2010)
В чём можно обвинить: в демонизации мужчин
Малобюджетный кровавый фильм ужасов рассказывает о молодой писательнице Дженнифер, которая приезжает в уединённый лесной домик, чтобы закончить книгу. Этим решают воспользоваться местные отморозки, которые жестоко насилуют, унижают и в конечном итоге бросают девушку умирать. Однако, несмотря на физические увечья, Дженнифер выживает и решает отомстить своим обидчикам с не меньшей жестокостью.
В 2010 году вышел ремейк фильма – «Я плюю на ваши могилы». По сравнению с оригиналом, сцены пыток главной героини сняты более целомудренно, зато создатели не поскупились на жестокость в изображении расправы главной героини с мучителями. Как и в первом фильме, в картине нет ни одного положительного мужского персонажа, но особой жестокости ремейку добавляет то, что к издевательствам присоединяется местный шериф, у которого девушка ищет защиты. Более того, дома шерифа ждёт беременная жена и дочка, с которой он мило разговаривает по телефону перед тем, как изнасиловать Дженнифер. Даже мужчина, который по долгу службы обязан пресекать насилие, не смог устоять перед искушением поиздеваться над беззащитной женщиной.
Моя левая нога (1989)
В чём можно обвинить: в спекуляции на теме физической неполноценности
Основанный на реальной истории ирландского художника Кристи Брауна фильм принёс исполнителю главной роли Дэниэлу Дэй-Льюису премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA, а его режиссёру Джиму Шеридану – премию «Независимый дух» за лучший независимый фильм.
Кристи Браун родился с тяжёлой формой ДЦП. Окружающие считали его умственно неполноценным, и только бесконечная любовь и забота его матери помогли мальчику стать художником, когда он научился рисовать и писать пальцами левой ноги. Фильм снят по мотивам книги Брауна «Моя левая нога», которая принесла ему известность как писателю.
Молчание ягнят (1991)
В чём можно обвинить: в желании угодить фем-повестке
Культовый триллер Джонатана Демме по одноимённому роману Томаса Харриса до сих пор остаётся одним из самых значимых в истории кино. Картина выиграла целых пять «Оскаров», что до этого удалось сделать только двум фильмам: романтической комедии с Кларком Гейблом «Это случилось однажды ночью» и психологической драме Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». Более того, фильм получил признание не только американской киноакадемии, но и европейской публики, получив «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссуру.
«Молчание ягнят» предлагает зрителю нового персонажа – агента ФБР Клариссу Старлинг, женщину, которая не просто добивается карьерных успехов благодаря своей настойчивости и трудолюбию, а делает это в исконно мужской сфере. Старлинг в одиночку принимается за поиски опасного маньяка, пока мужчины сидят сложа руки (не без помощи Ганнибала Лектера, конечно, но едва ли его можно отнести к традиционным мужским персонажам). Более того, героиня Джоди Фостер постоянно сталкивается с объективацией со стороны мужчин и их нежеланием воспринимать её всерьез (достаточно вспомнить сцену, в которой доктор Фредерик Чилтон пытается заигрывать с ней, или снисходительные взгляды мужчин-полицейских, когда Кларисса приезжает на место преступления). Противопоставление героини всем остальным выражено и на чисто визуальном уровне. Вспомните, как Клариса заходит в лифт академии ФБР: на фоне высоких, крепких парней она выглядит совсем маленькой и хрупкой.
Филадельфия (1993)
В чём можно обвинить: в пропаганде гомосексуализма
И снова фильм Джонатана Демме. Оскароносная юридическая драма «Филадельфия» с Томом Хэнксом в главной роли, частично основанная на реальной истории адвоката Джеффри Бауэрса, стала одним из первых фильмов на тему гомофобии и СПИДа.
Главный герой – успешный адвокат Эндрю Бэккет – теряет работу после того, как становится известно о том, что он больной СПИДом гомосексуал. Бэккет намеревается добиться справедливости в суде, однако все адвокаты отказываются с ним сотрудничать. Ключевым становится его знакомство с темнокожим адвокатом-гомофобом Джо Миллером, который позднее всё-таки соглашается вести его дело.
Фильм наглядно демонстрирует, с каким осуждением и неприятием сталкиваются ВИЧ-инфицированные люди, в том числе из-за невежества людей и не имеющих ничего общего с реальностью мифов об этой болезни.
Время убивать (1996)
В чём можно обвинить: в излишней толерантности, в оправдании самосуда
Один из самых неоднозначных фильмов в нашей подборке собрал в своём актёрском составе целую россыпь громких имён: Мэттью МакКонахи, Сандра Буллок, Сэмюэл Л. Джексон, Кевин Спейси.
Сюжет вертится вокруг адвоката, взявшегося защищать афроамериканца, застрелившего насильников своей дочери. Двое белых мужчин пытались повесить девочку, однако по законам штата им полагается наказание только за изнасилование, которое не предусматривает смертной казни. Фильм строится на противостоянии адвоката и прокурора и наглядно демонстрирует фразу «перед законом все равны, но некоторые равнее», проиллюстрировав, насколько разную оценку получает преступление в зависимости от цвета кожи жертвы.
Парни не плачут (1999)
В чём можно обвинить: в пропаганде смены пола
Роль Брэндона Тины, трансгендерного мужчины, убитого на почве ненависти, принесла Хилари Суонк «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль, а также стала важной вехой в мировом кинематографе и привлекла внимание общественности к проблеме насилия над сексуальными меньшинствами.
Ещё будучи подростком, Брэндон начал осознавать себя как парня и встречаться с девушками. В возрасте двадцати лет он подделал документы и сменил паспортный пол, а также планировал хирургическую операцию по смене пола. После того, как анатомическая половая принадлежность Брэндона стала известна, он был изнасилован и убит двумя гетеросексуальными парнями.
О жизни Брэндона также был снят документальный фильм, ставший лауреатом Берлинского кинофестиваля, «История Брэндона Тины», а его убийство способствовало активизации борьбы за права секс-меньшинств.
Мы видим, что проблемы меньшинств и вопросы дискриминации – это отнюдь не прерогатива фильмов последних лет, так как эти проблемы были актуальны как раньше, так и сейчас. Приведут ли современные процессы к их полному искоренению, покажет время.