О чем фильм «Искушение»
История основана на реальных событиях, произошедших в XVII веке. Бенедетта в юном возрасте попадает в женский монастырь, расположенный в небольшом городке Пеша. С возрастом девушку начинают преследовать религиозные видения, героем которых становится сам Иисус. Их легко принять за откровения. Очень скоро на теле Бенедетты появляются реальные стигматы, в точности повторяющие отметины сына божьего. Поверить в такие чудеса и разглядеть в ней рождение очередной святой готовы далеко не все. При попытке узнать правду всплывает и страшный секрет Бенедетты, способный привести девушку на костер.
Когда состоялась премьера и отмена показа фильма в кинотеатрах
Премьера картины прошла на Каннском кинофестивале 2021 года. Она участвовала в основной конкурсной программе, но осталась без призов. Хотя ими можно назвать отзывы критиков, которые остались под большим впечатлением от новой работы Пола Верховена.
Фильм готовился выйти в русский прокат 7 октября 2021 года, но меньше чем за месяц до премьеры ему отказали в выдаче кинопрокатного удостоверения. Скорее всего, из-за сцены секса, в которой девушки использовали статуэтку Девы Марии. В этот же период похожие проблемы испытал и победитель Берлинского кинофестиваля 2021 года «Безумное кино для взрослых». Картине пришлось сменить название и открыть вступительную сцену черным экраном. Несмотря на запоздалый цифровой релиз, «Искушение» избежало цензуры, сохранив оригинальный монтаж.
«Искушение» отзывы о фильме
Пола Верховена уже можно назвать культовым режиссером, который смог преображать даже простые, на первый взгляд, боевики, поднимая в них важные общественные вопросы. Один только «Звездный десант» при каждом новом просмотре позволяет подмечать огромное количество деталей.
Новая картина получила 85% свежести на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes. Вот что отметили критики в своих отзывах о фильме «Искушение».
Рецензент Los Angeles Times пишет, что у режиссера вновь получилась глубокая история, связывающая религию и наши истинные желания:
«Предположение о том, что «Искушение» трансгрессивна, заключается в том, что сексуальные и духовные прозрения могут быть вырезаны из одной и той же ткани. Две вещи могут сосуществовать. Три вещи могут сосуществовать, если верить концепцию троицы».
Кто-то же увидел в картине растраченный потенциал, который способен был добавить истории больше актуальности:
«Но затем наступает чума, которая не освобождает ни один класс или иерархию от ее неизбежности. Возможно, продюсеры были разочарованы тем, что фильм избежал тревожных кадров с чумой в заключительном акте, который мог иметь гораздо больший резонанс для зрителя, живущего в мире, пораженном ковидом».
Другие же отмечают виртуозность режиссера:
«Картина полна удивительных интонаций, проницательно введенных Верховеном, который заставляет нас пристальнее вглядываться в историю. Только так можно попытаться понять, что хочет сказать фильм. Монастырская драма перетекает в страстную мягкую романтику, сменяющуюся лагерной комедией и оборачивающуюся апокалиптическим ужасом в финале».
Все же не все остались довольны увиденным, подмечая однобокость и простоту образов в картине:
«Жестокая, эротическая и пустая историческая драма Пола Верховена изображает религию как инструмент политической власти, метод контроля сексуальности женщин и вымысел, который умело используют в своих целях неверующие. <…> Дешевый цинизм Верховена появляется в персонажах, которые кажутся современными людьми, нелепо обитающих в жалком прошлом. Им всем не хватает времени, чтобы дать место обильному сексу и ужасному насилию».