Смерть на Ниле (1978)
Одноименный фильм 1978 года не только стал одним из самых известных воплощений романа на экране, но и подарил нескольким поколениям зрителей каноничный образ прославленного бельгийского сыщика в исполнении Питера Устинова, который позднее сыграет Пуаро еще в пяти фильмах. Интересно, что изначально главную роль должен был сыграть Альберт Финни, за четыре года до «Смерти на Ниле» воплотивший образ Пуаро в фильме «Убийство в Восточном экспрессе», ставшем лидером британского проката. Но из-за сложных условий съемок – они действительно проходили на пароходе, плывущем по Нилу – актер отказался от роли. Помимо Петра Устинова, в фильме приняли участие и другие знаковые актеры своего времени: Миа Фэрроу, Джейн Биркин, Мэгги Смит, Джордж Кеннеди.
Эпизод сериала «Пуаро Агаты Кристи» (2004)
Экранизация «Смерти на Ниле» 2004 года – это один из эпизодов сериала «Пуаро Агаты Кристи», идею которого предложила дочь писательницы Розалинда Хикс. Сериал разросся до 13 сезонов, 70 эпизодов, неоднократно номинировался на премию BAFTA и сделал из исполнителя главной роли Дэвида Суше настоящую звезду. Благодаря тому, что сериал охватывает большую часть произведений о великом сыщике, «Пуаро Агаты Кристи» – это целая вселенная, которая позволяет любителям цикла окунуться с головой в придуманный писательницей мир. Впрочем, так как каждый эпизод сериала – новая книга и, соответственно, новое дело, их легко можно смотреть в отрыве друг от друга. В отличие от фильма 1978 года, сериал в большей степени придерживается оригинала. Так, например, сериал возвращает отсутствующих в фильме персонажей Корнелии Робсон, миссис Аллертон, Тима Аллертона и Джоанны Саутвуд. Если фильм по возможности сократил второстепенные сюжетные линии, объединив или убрав некоторых персонажей и сосредоточившись на основной интриге, то сериал представляет более полную картину. Впрочем, во всех экранизациях опущена линия археолога Гвидо Рикетти, за которым охотится друг Пуаро полковник Рейс.
Смерть на Ниле (2022)
Новая экранизация, снятая любителем классики Кеннетом Браной (ему же принадлежат такие постановки, как «Генрих V», «Много шума из ничего», «Франкенштейн», «Гамлет» и предыдущий фильм о Пуаро «Убийство в “Восточном экспрессе”») с ним самим же в главной роли, больше всего отличается от оригинала. В отличие от своих предшественников, Брана решает уделить особое внимание прошлому своего героя и его становлению, поэтому фильм открывается экспозицией, показывающей, как уже во время Первой мировой войны Пуаро проявил свои фантастические способности, а также приоткрывает завесу тайны личной жизни сыщика. В центре внимания фильма по-прежнему находится любовный треугольник между обаятельной богатой наследницей Линнет Риджуэй (Галь Гадот), ее мужем Саймоном Дойлом (Арми Хаммер) и его бывшей невестой и давней подругой Линнет Жаклин де Бельфор (Эмма Маккей). Второстепенные персонажи значительно переосмыслены и перетасованы. Так, например, из сюжета исчезает полковник Рейс, зато место приятеля Пуаро занимает молодой повеса Бук, в образе которого проглядывает книжный Тим Аллертон. Кеннет Брана сокращает количество персонажей, уделяя раскрытию каждого из них больше внимания, чем им отвела сама Агата Кристи. Основной мотив, связующий воедино все истории, – это любовь. Именно любовь становится двигателем истории, именно ради нее герои готовы идти на безумные, а порой и бесчестные поступки. Пуаро, еще давным-давно решивший притупить свое чувственное начало ради интеллектуального, тем временем будет пытаться отыскать в себе способность любить и живо переживать эмоции.
Новую «Смерть на Ниле» сложно назвать классическим детективом в привычном понимании этого слова. Первое убийство здесь произойдет, только когда фильм перевалит за добрую треть, после чего события начинают развиваться стремительно. Зато Брана не скупится на то, чтобы погрузить зрителя в атмосферу своей картины и позволить ему почувствовать себя полноправным участником событий. Фильм в подробностях показывает путешествие героев по Египту и, не скупясь на детали, демонстрирует роскошные пиршества Линнет. А тщательно продуманные костюмы и музыкальное сопровождение (недаром из писательницы Саломея Оттерборн становится джазовой певицей) погружает в чарующую атмосферу конца 1930-х. Отдельным достоинством можно считать операторскую работу: решив поиграть в Уэса Андерсона, Брана нередко предлагает зрителю идеально выверенные симметричные кадры, созерцать которые – особое удовольствие.
Стоит ли смотреть?
В сюжетном плане «Смерть на Ниле» едва ли удивит (особенно знатоков оригинального романа), а нарочитая театральность (чего стоит только появление Жаклин в струящемся алом платье на свадьбе бывшего возлюбленного или классическая сцена, в которой Пуаро собирает всех присутствующих, чтобы рассказать им о том, как он разгадал дело) кому-то может показаться излишне старомодной. Но если вы доверитесь режиссеру, вы сможете получить настоящее удовольствие от этого красивого, тщательно продуманного и остроумного путешествия не только по экзотическому Египту, но и по экзотическому прошлому с его роковыми женщинами, зажигательными джазовыми мелодиями и кровавыми интригами.