В День российского кино открылся один из главных фестивалей России «Окно в Европу», который традиционно проходит в городе Выборге. Кинофестиваль в очередной раз знакомит зрителей с новыми именами в отечественном кино и показывает то, что вы вряд ли увидите на других подобных площадках. Мы побывали на первом дне конкурса и делимся с вами ключевыми моментами мероприятия.
«Приглянувшиеся», реж. Ашот Джазоян
Помимо работ из конкурса игрового кино, зрителям, как обычно, предлагается целый набор сеансов, где можно посмотреть труды студентов, оценить, на каком уровне находится российский короткий метр, и войти в мир документалистики. Мы решили, что в день открытия грех пропустить возможность заглянуть на специальный показ и увидеть то, что волнует кинематографистов сегодня. «Приглянувшиеся» – это не только документальная лента, но еще и выставка, открытие которой состоялось в Центральной городской библиотеке Алвара Аалто. Впрочем, необязательно рассматривать фотографии жителей провинциальной России, чтобы проникнуться проектом Джазояна. Как оказалось, не только Голливуд любит кино о себе, но и Выборг не прочь открыть фестиваль с так называемого фильма-открытки, где жители разных областей (преимущественно Выборга) признаются в любви малой родине. Совершенно обыкновенные люди, такие, как водители автобуса или работники музея, рассказывают о своем жизненном выборе и о том, как они хотят преобразовывать общественное пространство своего города. Документальный фильм о любви к своему делу и развитии маленьких городов России – не шедевральное полотно и вовсе не оригинальное высказывание. Но то, с какой любовью сделан данный проект, может воспитать патриотизм в душах молодых получше, чем пропагандистские фильмы.
«Победа», реж. Владимир Сидоров
Работа Сидорова в какой-то степени демонстрирует характер фестиваля в этом году. После тяжелого года пандемии (которая, безусловно, продолжается и сегодня) гости, зрители, пресса и организаторы попросту рады тому, что у них появилась возможность собраться в том же месте и в то же время. Вирус все еще следует по пятам, из-за чего масочный режим является неотъемлемой частью торжества, но все это стало скорее уже ритуалом и признаком вежливости, чем реальным опасением. А вот настоящий страх, от которого, вероятно, будут идти мурашки по коже спустя каких-то лет пять, представляет собой документальная работа Владимира Сидорова. Режиссер-дебютант снял ленту сразу о двух войнах человечества – о Второй мировой и войне против страшного вируса. Его фильм – это отражение той реальности, в которой мы все с вами обитали еще год тому назад. Наступает самый главный государственный праздник, но привычные походы к ветеранам становятся невозможными, а о парадах и вовсе безрассудно думать. Сидоров перемещает зрителей в провинциальное место, где люди с балконов собственных квартир устраивают «Бессмертный полк» и поют «Катюшу». В данном контексте неважно, пацифист вы или же не пропускаете ни один городской парад, «Победа» – в первую очередь кино о силе объединения людей, которые даже без возможности протянуть друг другу руки, способны создать единое пространство, где каждый – часть одного целого.
«Дело», реж. Алексей Герман-мл.
Главным фильмом первого дня фестиваля стало политическое кино, которое, словно осколки нашей реальности, не может не ранить тех, кто хоть немного читает новости. «Дело» было показано еще на Каннском кинофестивале в рамках программы «Особый взгляд». Вероятно, даже западная публика, посмотрев работу, не могла не отметить, что прототипом главного героя можно считать Кирилла Серебренникова (чья картина была в основном конкурсе, но режиссер не мог присутствовать из-за запрета на выезд за границу). Персонаж фильма представляет собой образец интеллигенции России – профессор, который специализируется на Серебряном веке и в квартире которого висит портрет Анны Ахматовой. Он кажется нам немного нереалистическим, не от мира сего: цитирует Мандельштама, с которым его судьба тесно переплетается, обитает в мире книг и верит в свои непоколебимые идеи. Но его борьба за собственную свободу и идеалы становится отражением нашего времени, когда о «модном» аксессуаре сезона – электронном браслете домашнего ареста – сложно было не услышать. Фильм Германа-мл. вызывает много вопросов и мнений: его камерность порой помещает в ловушку сам сюжет, а немного разветвленная концовка оставляет неприятный осадок. Тем не менее смелость режиссера говорить на столь важные темы может лишь восхищать, а открытие фестиваля «Окно в Европу» становится разговором о том, чего боятся российские граждане 2021 года, – заболеть коронавирусом и сказать лишнего.