Все внимание киноиндустрии сегодня приковано к Берлинскому кинофестивалю. На юбилейном 75‑м смотре уже состоялась премьера нового фильма Пон Джун-хо, а в конкурсе сразятся картины с Маргарет Куолли, Эммой Маки и Джессикой Честейн. Рассказываем, какие еще кинофестивали стоят внимания и зачем они вообще нужны.
Подобно «Золотому глобусу» или «Оскару», фестивали преследуют одну цель — вручить престижные награды. Только на фестивалях этому предшествуют две недели смотра всех номинантов. На это время кинематографисты, представители киностудий, работники прокатных компаний и журналисты отправляются на своего рода смену, напоминающую детский летний лагерь с заранее составленным расписанием. Правда, найти время хотя бы на один перекус или недолгий сон расписание это почти не позволяет. По несколько раз в год кинокритики решаются на физически изнурительный марафон из-за его огромной эмоциональной окупаемости. Для синефилов нет большей радости, чем самыми первыми увидеть фильмы, о которых будут говорить весь следующий год.
Помимо мейнстримных показов, на каждом фестивале существует отдельная программа для дебютантов или документального кино. Именно в этих нишевых разделах можно отыскать настоящий алмаз, фильм, который, возможно, никогда не выйдет в широкий прокат и который будет очень сложно найти онлайн.

Для кинематографистов участие в фестивалях — это обмен опытом, возможность получить признание и зачастую трамплин для дальнейшей карьеры. Победа, например, в Каннах может стать индикатором того, что через несколько месяцев режиссера включат в оскаровскую гонку, а само участие часто открывает дверь к сотрудничеству с крупнейшими дистрибьюторами.
Кроме того, проведение на фестивалях мастер-классов, пресс-конференций и красных дорожек становится важным инструментом рекламы новой картины. В то же время ранние отзывы прессы могут существенно повлиять на будущие кассовые сборы. На кинофестивалях решается действительно много вещей, в том числе какие из зарубежных фильмов будет смотреть российский зритель весь следующий год.
Фестивали сегодня претерпевают значительные трансформации. Организаторы все активнее стремятся поддерживать голоса меньшинств и привозить кино из стран, о кинематографии которых вряд ли сможет рассказать даже киновед со стажем. Однако за внешним блеском и демонстративной инклюзивностью скрываются и отрицательные стороны.
Фестивали страдают от чрезмерной коммерциализации, часто превращаясь в «черные дыры» для огромных сумм денег. Крупные студии заключают баснословные, порой поспешные, сделки, где решающим становится не художественная ценность фильма, а его потенциальная прибыль. Это приводит к тому, что независимые проекты все равно могут оказаться в тени.

Красные дорожки, звездные наряды и гламурные фотосессии создают атмосферу, где больше важна красивая картинка, чем глубокое содержание. Из-за этого несколько мест в программе оставят для картин с узнаваемыми лицами, а не дадут дорогу кому-то новому, так как подобные решения принимаются советами директоров, спонсорами и рекламодателями, думающими в первую очередь о дорогом имидже предприятия, развитии экономики страны и туризма.
Несмотря на попытки фестивалей стать инклюзивнее, идут они к этому малыми шагами. Только в 2023 году президентом Каннского кинофестиваля впервые стала женщина, а в тот же год в Венеции во внеконкурсной программе участвовали и ходили по красной дорожке режиссеры Вуди Аллен и Роман Полански, обвинявшиеся в сексуализированном насилии.
Фестивали остаются инструментом для заключения сделок и демонстрации элитного лоска, а не полноценной площадкой для свободы творчества. Тем не менее, несмотря на все скандалы, ни один фестиваль за последние годы не смог отвернуть от себя ни кинематографистов, ни журналистов, ни обычных зрителей. Для многих это по-прежнему нескончаемый праздник, где можно пообщаться с коллегами со всего мира и посвятить все свободное время главной любви — кино.
Венецианский кинофестиваль (Италия)
6 августа 1932 году на острове Лидо, где фестиваль проходит по сей день, Рубен Мамулян представил свою картину «Доктор Джекилл и Мистер Хайд». Это стало отправной точкой первого в мире кинофестиваля.
В первые годы мероприятие находилось под сильным влиянием фашистской идеологии: вручались призы вроде Кубка Муссолини или «Золотой медали национальной фашистской организации по развлечениям». Начало войны потребовало глобальных изменений. Помог улучшить имидж фестиваля теоретик кино Луиджи Кьярини только в 1963 году, выступив против политического вмешательства в проведение мероприятия. Самым же фундаментальным изменениям в 1979 году поспособствовал режиссер и критик Карло Лиццани. Он создал комитет экспертов, помогающий выбирать фильмы для смотра, чтобы сделать программу разнообразной и показывать больше работ из других стран.

Сегодня на небольшой остров Лидо из Венеции критики каждый день добираются на водном общественном транспорте под названием вапоретто, любуясь красотами города. Самый красивый путь на показы, солнце, пляж и возможность приобретения билетов даже неаккредитованным зрителям делают остров шумным и оживленным местом с конца августа по середину сентября.
Фестиваль является частью форума мирового искусства Венецианская биеннале. В городе также проводятся выставки современного искусства, архитектуры, танца, театра и музыки. Параллельно с традиционными кинопоказами на фестивале можно забронировать билеты на конкурс VR-фильмов, проводящийся на островке по соседству с Лидо.
Каннский кинофестиваль (Франция)
Каннский фестиваль был основан в 1946 году, хотя его задумка возникла задолго до этого. Смотр возник как ответная реакция на фашистскую инициативу Венецианского кинофестиваля. Торжественное открытие на Лазурном берегу прошло еще в 1939 году, но буквально на следующий день началась Вторая мировая война. После ее окончания фестиваль смог возродиться и начал поддерживать произведения отдельных авторов, а не больших студий. Светлая инициатива все равно не обошлась без скандалов. В 1968 году Франция была охвачена протестами студентов, известных как «Красный май». Либеральные идеи молодежи тогда поддержали режиссеры Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар, устроив потасовку в разгар фестиваля и вынудив его завершиться досрочно.
Несмотря на это, Канны долго ассоциировались с консервативным подходом. Только в 2023 году прошел первый фестиваль под руководством женщины-президента, которая останется на посту в течение трех лет. Главную же награду, «Золотую пальмовую ветвь», пока получили только три женщины: Джейн Кэмпион за «Пианино», Жюлия Дюкорно за «Титан» и Жюстин Трие за «Анатомию падения». Фестиваль продолжает опираться на лист своих постоянных участников.

Также Канны известны своим элитарным статусом. Организаторы не пускают на показы общественность, купить билет можно на фильмы только одной программы, проходящей в отдаленном небольшом кинозале. В основном смотреть кино могут исключительно приглашенные и аккредитованные гости. При этом у фестиваля есть инициатива «3 дня в Каннах», позволяющая студентам ненадолго посетить смотр. Для этого им нужно заранее отправить эссе о любви к кинематографу.
Берлинский кинофестиваль (Германия)
После окончания войны союзники (США, Великобритания, Франция), управляющие Западным Берлином, решили создать кинофестиваль с целью оживления культуры города. Фильмом открытия стала «Ребекка» Альфреда Хичкока.
Изначально решения принимались немецким жюри, но уже через пять лет после запуска смотра состав участников стал межнациональным. Как и другие фестивали, время проведения было выбрано летнее, но с 1978 года Берлинале перенесли на морозный февраль. Сделано это было новым директором Вольфом Доннером, изменившим вид фестиваля. Он уделил больше внимания национальному кинематографу и молодым режиссерам. Под его же руководством главную награду получила картина «Восхождение» Ларисы Шепитько. После падения Берлинской стены кино стали показывать и в восточной части города. Тогда конкурс набрал много голливудщины, но затем вернулся к своему упору на кино Европы.

У Берлина часто получается самая слабая программа «большой тройки» из-за политизированности выбора. Будучи единственным фестивалем, проходящем не в курортной местности, а в столице, смотр находится под пристальным вниманием властей. При этом в 2021 году фестиваль предпринял очень важный шаг, упразднив награды за лучшие мужскую и женскую роль, заменив их нейтральными «за главную роль» и «роль второго плана». Кроме того, Берлинале — самый открытый смотр для массового зрителя, где можно без стресса приобрести билеты на показы и полюбоваться звездами на красной дорожке.
Также существует понятие «Большой пятерки», куда, помимо Венеции, Канн и Берлина, входят фестиваль в Торонто и «Сандэнс».
«Сандэнс» (США)
Основан актером Робертом Редфордом в 1985 году как площадка для независимого кино. Редфорд, не особо ценящий голливудский лоск, решил создать на базе горнолыжного курорта Институт «Сандэнс», где профессионалы могли бы поддерживать молодые таланты и дать голос слабо представленным группам. Из-за плохой организации и незаинтересованности больших студий в нишевых картинах дела у фестиваля шли не очень. Все изменилось в 1989 году, когда Стивен Содерберг привез на фестиваль свой дебют «Секс, ложь и видео» и смог продать его студии Харви Вайнштейна за немыслимые тогда деньги. Вайнштейн организовал сильную рекламную компанию и приумножил вложения. Затем он вернулся на фестиваль и заключил еще одну историческую сделку — выкупил права на дебют Квентина Тарантино «Бешеные псы». Голливуд окончательно понял, что свежие голоса стоят потраченных средств, и «Сандэнс» начал расцветать.
Фестиваль стал местом притяжения новых талантливых голосов. Благодаря этой площадке зрители узнали о Дэмьене Шазелле («Одержимость»), Кристофере Нолане («Помни»), Ричарде Линклейтере («Бездельник»), Даррене Аронофски («Пи»), Джордане Пиле («Прочь») и других. Список можно продолжать еще очень долго.

«Сандэнс» отличается от «Большой тройки» своим неугомонным поиском новых талантов. Здесь сильны программа документального кино и секция для экспериментальных проектов. Редфорд всегда стремился дать больше репрезентации женщинам — в 2020 году их картины составили больше половины конкурсных работ. «Сандэнс» славится своей открытостью, инклюзивностью и ни на что не похожим вкусом в кино.
Главный его минус в зимних показах посреди заснеженных вершин в городе с плохо развитой инфраструктурой. Но после пандемии организаторы запустили формат онлайн-показов, поэтому теперь билеты как на определенный фильм, так и на целый перечень можно приобрести за кругленькую сумму, при этом не выходя из дома.
Кинофестиваль в Торонто, TIFF (Канада)
TIFF был задуман как «фестиваль фестивалей», то есть смотр, который собирает у себя все самые лучшие картины года, представленные на других международных кинофестивалях. Пока Венеция и Канны борются за эксклюзивность своих показов, канадцы устраивают одно из крупнейших мероприятий с бессчетным количеством звезд, собирая уже точно самое лучшее. Но также учредители не забывают о национальном кинематографе: в Торонто есть две программы канадского полнометражного и короткометражного кино.
Так как большинство фильмов дебютирует на других фестивалях, они уже обзаводятся дистрибьюторами, так что повторный показ на TIFF прямо в преддверии оскаровской гонки и широкого проката создает дополнительный ажиотаж.

При этом TIFF успевает выхватить и эксклюзивные премьеры. Так, именно в Торонто впервые показали «Красоту по-американски», «Господина Никто», «127 часов», «Черного лебедя» и «Фабельманов». Многие американские студии выбирают именно этот фестиваль для премьеры своих картин из-за очень низкой конкуренции и гораздо меньших финансовых затрат.
Премии вручаются только канадским картинам, а международный конкурс имеет лишь одного победителя — приз зрительских симпатий. В голосовании участвуют обычные посетители показов. Эта награда почти всегда в итоге приводит к оскаровским победам. В прошлом году зрители выбрали новый фильм Майка Флэнагана «Жизнь Чака», основанный на повести Стивена Кинга.
Другие значимые кинофестивали
South by Southwest, SXSW (США)
Это фестиваль, проходящий в Остине, Техас, начинался как музыкальное событие, а затем расширился, включив в программу новые технологии и кинофестиваль. Он отличается ориентацией на молодежную аудиторию и поддержку начинающих режиссеров.
Кинофестиваль в Сан‑Себастьяне (Испания)
Одно из главных событий в Испании — маленький уютный фестиваль в красивой Стране Басков. Организаторам не важна эксклюзивность, так что они набирают лучшие фильмы с других фестивалей.

Кинофестиваль в Карловых Варах (Чехия)
Один из старейших фестивалей. В 1946 году прошел в Мариенбаде, а уже через два года переехал в свое постоянное место — гостиницу Thermal в Карловых Варах. С 1952 по 1994 годы проходил раз в два года, специально чередуясь с Московским международным кинофестивалем. Карловы Вары отличаются акцентом на региональные проекты, что делает его одним из важнейших событий Центральной Европы.
Фестиваль «Трайбека», TF (США).
Основан в 2002 году Робертом Де Ниро и Джейн Розенталь. Фестиваль стал реакцией на 11 сентября с целью восстановления социальной активности и экономики пострадавшего Манхэттена. «Трайбека» ориентирован на некоммерческий кинематограф. TF не является кинофестивалем, убрав «кино» из своего названия после включения конкурса видеоигр. Также «Трайбека» поддерживает современных художников.