От пост-советской драмы "Сестры", первой и последней режиссерской работы Сергея Бодрова-младшего, до очень точно отражающей действительность нулевых картины с Константином Хабенским "Географ глобус пропил" – эти фильмы, какими бы тяжелыми они ни были, обязан посмотреть каждый отечественный зритель.
Срез эпохи, отражение всего того, что волновало российского зрителя в реальности, за пределами глянцевой картинки экрана – вот, наверное, как можно охарактеризовать эти фильмы в первую очередь. Например, в "Маше" Анастасия Пальчикова в очередной раз деконструирует девяностые – и смотрит на эту эпоху с неожиданного ракурса, глазами девочки, которая даже не подозревала, что ее друзья – местные бандиты.
Порой в этих фильмах поднимаются вопросы, широкой аудитории даже не знакомые – в силу того, что в центре сюжета оказывается традиционное сообщество, например, как в случае с "Теснотой" Кантемира Балагова – еврейская семья.
Мастерски сплетая современность и жестокую архаичность традиционных закрытых "анклавов", "Теснота" позволяет чуть больше узнать о том, что порой может твориться совсем близко – буквально в соседней квартире.
Не менее тяжелую историю – тяжелую и вместе с тем знакомую, наверное, большинству зрителей в той или иной степени – рассказывает "Географ глобус пропил".
Тихая и от того ещё более душераздирающая драма об интеллигентном учителе провинциальной школы, который спивается, а окружению на это – плевать, затронула что-то очень важное в сердцах зрителей. Вот и критики оценили картину очень высоко – у неё целых четыре награды на отечественном кинофестивале "Кинотавр".