Летняя, жаркая, народная. Уже неделю в прокате идёт романтическая комедия «Рашн Юг», где за сердце южной розы в исполнении Стаси Милославской борются сразу трое мужчин. И понять их можно: героиня Стаси – та самая «комсомолка, спортсменка и просто красавица» 21 века. Ей достаточно одного прыжка с вышки в воду, чтобы у всех зрителей, особенно мужского пола, перехватило дух. А с её силой характера так и вовсе можно завоевать мир, если бы сердце этой девушки могло определиться, чего же оно на самом деле хочет. Об этой беспокойной девчонке, плавании в свадебном платье в открытом море, неусидчивости и мечте сыграть в мюзикле Стася Милославская рассказала в интервью «Киноафише.Инфо».
Стася, мы с вами встречались почти год назад на последней премьере перед карантином, это был фильм «Один вдох». Мы стоим с вами на дорожке, я спрашиваю, удалось ли вам поплавать и понырять во время съёмок вместе с вашей киномамой Викторией Исаковой, а вы отвечаете, что нет, наоборот, ваша героиня показывает, что в жизни есть другие увлечения и ценности, кроме фридайвинга... И вот выходит трейлер «Рашн Юг», и первое, что я вижу, как вы в кадре рыбкой в свадебном платье ныряете с яхты. Это что, закрытие профессионального гештальта?
Когда я сидела на самоизоляции, когда мы все сидели на самоизоляции, нам всем хотелось примерно одного — на море, на воздух, отдохнуть или поработать, но на просторе. Мне, например, очень хотелось работать. Я сидела и страдала: «У меня уходит время» – были такие моменты рефлексии. И все мои желания, все мои мысли визуализировались в одно – съёмки на море. Это Геленджик, и я обожаю плавать. Но забавно, что у меня фамилия в «Рашн Юге» Гордеева. Такая же фамилия была у всего нашего семейства в «Одном вдохе». Удивительно, но это чистая случайность. Я спрашивала у сценаристов, они не знали, отреагировали так: «Серьёзно???» У нас даже есть сцена в фильме с Риналем Мухаметовым, где я говорю ему: «А ты видел фильм про фридайвинг? Ты знаешь, что женщины сейчас гораздо круче в этом деле?» Я правда думала, что это было специально, какая-то пасхалочка. Но сценаристы сказали, что нет.
Из банальных вопросов: что за типаж такой ваша Ксюша? Я поясню, почему он возник. В трейлере есть эпизод, где герой Семёна Трескунова говорит вам: «Ты вообще понимаешь? Тебе достаточно вот так один раз улыбнуться, а у человека жизнь под откос пойдёт?» Вот что такого нужно включить в себе, чтобы превратиться в роковую женщину? Ведь речь же явно идёт не о 90х60х90, а о чём-то другом. Вот что это?
Конечно, другое. Мне кажется, сейчас есть такая тенденция: девчонки с нашего двора – это редкость, и мальчикам такое нравится. Потому что когда вокруг тебя сплошные инстаграм-модели, то, конечно, это надоедает, ты от этого устаёшь, и когда видишь что-то настоящее, честное, то оно притягивает. И Ксюша не носит никакой маски – у неё такой характер, она очень честная девочка. И в силу своего возраста, своего характера она побежит в ту сторону, в какую сердце постучит. И это не говорит о том, что она легкомысленная. Просто ей 20. А мне кажется, что в 20 это ещё возможно – слушать своё сердце и идти за ним.
Вам такая девчонка нравится? Она могла бы стать вашей подружкой?
Да, она – да. Но в какой-то момент я бы устала слушать её разговоры об ухажёрах: опять этот то, этот вернулся, тот уехал. Но в целом, думаю, что мы бы подружились.
Но она же такая, дерзкая девица. У вас в «Коробке» была девочка, которая спуска не даёт. Был сериал «90-е», где героиня давала жару. Потом в фильме «На острие» Кира вообще готова была заколоть любого несогласного...
Кира наглая. Она меня раздражает. Я, когда смотрела фильм, прямо злилась, думая: «Какая же ты противная». Это классно, я люблю такие перемены. Она же такая прямая, наглая, хамоватая... Это во мне есть немного (смеётся).
... потом вышел «Огонь», где Катя просто берёт героя Смолякова за грудки, «угоняет» этот самолёт – я сейчас всех спасу. И сейчас эта Ксюша, которая смотрится хрупкой и нежной, но вы же сами её назвали девчонкой со двора, да и как она отшивает всех женихов! Напрашивается вопрос: девочки с характером — это ваше амплуа или они просто вам близки, поэтому так легко получаются?
Мне это близко, но я очень стараюсь их делать разными. И мне очень приятно было получить от своих близких людей, которые посмотрели «Стрельцова», такие слова: «Мы увидели другого человека». Потому что в «Стрельцове» совсем иное что-то получилось. Эпоха много дала: отталкиваясь от костюма, от образа, получилась Алла, абсолютно полярная девочке из «На острие». Мне кажется, что режиссёры исходят из того, что интересно смотреть, когда хрупкая какая-то, худенькая девочка оказывается сильнее некоторых мужчин. И мне это близко, мне это нравится. Хотелось бы мне чего-то другого? Конечно, хотелось бы. Но посмотрим, как дальше будет. Мне голубые героини, тургеневские девушки немного скучны. Мне не хочется сидеть с романом в руках и мечтать. Но, наверное, мне ещё это не нравится, потому что в театральном институте, где до сих пор есть эта система типажей, амплуа, меня там не воспринимали, как мне тогда казалось, как сильную героиню. Говорили: «Ты милая маленькая девочка. Такая вся хорошая». И меня это задевало: почему на меня вешают какой-то ярлык? Я не такая. И, может быть, из-за того, что во мне это возмущение копилось, эти персонажи со мной и случились. Они такие «назло». Доказать, что я могу не только хлопать глазками. И я очень сильно этого хотела, чтобы мне попался такой сценарий, где я смогу проявить себя с другой стороны. Я себе этого нажелала.
Однако теперь обратная ситуация складывается. У вас только Алла отличается такой типичной женственностью. Все остальные девочки рвут в клочья. И я бы посмотрела на вас в образе той же тургеневской Аси...
Я бы тоже этого хотела, но всё зависит от сценария. Во всём можно найти интерес. Я бы не хотела зацикливаться на чём-то одном. Мне всё интересно: комедия, спортивная драма, авторское кино. Я бы с удовольствием вернулась на СТС и сыграла бы во втором сезоне «90-х». Я не могу сказать, что я всеядная, потому что я много выбираю и от многого отказываюсь... на интуицию опираюсь, слушаю себя. Но развиваться хочется в разном. Может, и Ася случится. Сейчас же есть тенденция показывать сильных женщин. Долгое время в российском кинематографе таких героинь не было. Женщина была функцией для раскрытия главного героя. Поэтому, пока есть возможность играть их, я с удовольствием их играю, я от этой тенденции беру всё.
Возвращаясь к «Рашн Юг»: Жора Крыжовников говорит про этот проект, что ему хотелось снять именно про наши курорты, потому что там живут как будто бы немного другие люди, чем в Москве.
Он знает про это больше, чем мы все. Он умеет показывать это так, что многие люди обижаются. Знаю, что многие его не любят за фильм «Горько!», а для меня это невероятная сатира. Это то кино, которое я смотрю, когда мне скучно, грустно. Я знаю этот фильм наизусть. Вокруг кричали: «Опять нам показывают быдло!». А я видела в этом глубину, говорила: «Этот человек ещё снимет что-то невероятное глубокое и страшное. Я вижу, что за всей этой комедией, за этой лёгкостью есть невероятная глубина». И что он сделал? Он снял «Звоните ДиКаприо!». И даже фильм «Лёд 2», который он снял, да музыкальный, сказочный, тем не менее в нём есть эта «крыжовщина» — мне кажется, это скоро может стать каким-то определением в книжках. Это когда тебе становится больно. И это круто.
Тем более, раз вы так хорошо понимаете метод Крыжовникова, расскажите, чем Ксюша, красавица с русского Юга, другая? Что её отличает от москвички Стаси?
Мне кажется, что люди с Юга более открытые. Я как Стася, конечно, не считаю себя каким-то закрытым человечком в футляре, но в Москве, мне кажется, сложнее проявлять свои эмоции. Мы все задавлены домами, дедлайнами. На Юге другая атмосфера. Они всегда такие открытые, они классно соединяются со своим организмом, со своим внутренним ребёнком, своим внутренним «я». Это всё можно проследить в поступках Ксюши, которые иногда кажутся очень нелогичными. Ну вот как это: он сначала пропал, потом появился!.. «Ну и до свидания», – скажет Стася из Москвы. А Ксюша скажет: «Ну что ж... Давай. Я снова этому открыта». И вот в этом разница.
Интересно, как все актёры по-разному увидели этот Юг. Риналь Мухаметов сказал, что он через свою роль понял, что и под южным солнцем бывает грустно и одиноко. А у Ксюши есть твой тезис?
А вот у меня пока нет ответа на этот вопрос. Мне для этого надо кино целиком посмотреть. Не хочу судить по воспоминаниям о сценах, потому что никогда не знаешь, как они потом сложатся в картину.
Но что ответите на лёгкую провокацию, которую я видела в комментариях к трейлеру, что это такая наша версия «Сбежавшей невесты» с Джулией Робертс?
Ну да, а что, это плохо? Там же и Геленджик тоже не случайно выбран в качестве локации. Потому что «Геленджик» переводится с турецкого как «белая невесточка». «Гелен» — «невеста», «-джик» — уменьшительно-ласкательное значение. Там была какая-то страшная байка, притча, как какая-то невеста то ли сбежала, то ли что-то с ней случилось.
Да уж, в который раз убеждаюсь, что актёрство и журналистика — очень интересные профессии...
...приходится столько всего узнавать и пробовать.
К вопросу о пробах: сколько вы в итоге в фильме примерили свадебных платьев? Как ощущения?
Два, хватило. Было неудобно, некомфортно, очень некомфортно. Мне кажется, что люди, которые создают такие платья, совершенно не думают о невестах. Это и так очень нервный день в жизни девушки, очень волнительный. Так почему она должна ещё мучиться от того, что ей там что-то давит, что-то натирает? Ещё нужно тащить эту фату, этот подол. Я сразу задумалась о том, что если у меня когда-то случится свадьба, я в первую очередь за красивый комфорт. Я бы не хотела испытывать такие мучения, какие были на площадке. Думаю, один съёмочный день идёт примерно столько же, сколько длится одна свадьба. И я бы не выдержала ни на каблуках, ни в этих платьях. Это очень тяжело.
...но как раз в одном из них вы и ныряете красиво рыбкой.
...и это страшный момент, который ко мне во снах сейчас приходит. Рыбкой, конечно же, прыгала дублёр, потому что это очень опасно делать без подготовки. Даже если бы какая-то минимальная подготовка была, профессионально прыгать с 6-7 метров – это просто опасно для здоровья, когда не подготовлены спина, руки. Но у меня тоже была задача: меня на глубине в открытом море ждал оператор. И мне нужно было в этом платье с четырёхметровым подолом проплыть на глубину к нему. Не знаю, подумал ли кто-то об этом или нет, но платье моментально стало тяжёлым и обмоталось вокруг ног. Я превратилась в мумию, и меня стало медленно тянуть на дно. Конечно же, там были водолазы, которые за всем следили и в любой момент меня бы за шкирку вытащили. Но в тот момент, когда тебе не хватает воздуха, тебя тянет на дно и ноги твои забинтованы, ты не думаешь о том, что тебя могут спасти. Конечно, я словила панику, кричала потом, плакала, истерила, потому что очень сильно перепугалась. В итоге, конечно, есть кадр, где я плыву такая красивая на глубину. Но то, что было между, это был ужас. Это такой детский страх был, я этот подол проклинала к концу проекта. На последней смене я его просто волочила за собой, он был весь грязный...
Вы на интервью на съёмочной площадке сравнили съёмки в «Рашн Юг» с очередной серией бондианы.
Да, так и было. На моей памяти это самый сложный проект в моей жизни. Казалось бы, ромком, всё должно быть весело, легко и непринуждённо. Но сколько я там понервничала, сколько я там обрела седых волос – такого ни на одном проекте пока не было. Каждую сцену нужно было что-то делать: то меня креплениями подвешивали на вышке в бассейне, чтобы я красиво вошла в воду. А мне страшно, когда я вверх ногами нахожусь, кроме аттракционов, где я знаю, что прикреплена хорошо. А тут и в воду ещё надо входить. И вот меня прицепили, повесили вниз головой над бездной и резко опустили. Там нужно держать себя ровно, а у меня ноги разваливаются, спина тоже. Велорикшей я научилась управлять. Мимо массовки, мимо людей страшно быстро ехать, потому что ты же не умеешь управлять такими штуками и боишься, что люди попадут к тебе под колёса. Карт научилась водить, на маяке 15-метровом стояла. Не просто стояла, а за ограждением, где на выступе было место, только чтобы ноги поставить даже не прямо, а как балерины делают – в разные стороны, иначе одна нога срывается и ты виснешь на этих креплениях. Очень страшно. От яхты мне нужно было уплыть, а за рулём был Семён Трескунов, и я не понимаю, волны это или это от яхты, и я кричу: «Остановите!» А мне сказали до начала съёмки: «Ты держи 3-5 метров от яхты, иначе тебя в лопасти затянет». Когда об этом думаешь, а на тебя приближается эта махина, разумеется, начинается паника: куда плыть?
Неужели актёрство стоит всех этих стрессов?
Да! Мы ж больные, сумасшедшие. Нам на первом курсе в школе-студии МХАТ сразу сказали, что здесь адекватных людей нет, здесь все сумасшедшие. И это правда. Ни один нормальный здравомыслящий человек не захочет рисковать своей жизнью, даже не то что жизнью, но своими нервами ради 15-секундной сцены. А мы это зачем-то делаем из раза в раз.
Я всегда думала, что у актёров есть какой-то списочек, что сделать в кадре, кого сыграть... У вас он как-то проявился уже, учитывая, сколько вы уже всего попробовали в кино?
Я бы хотела сыграть в историческом кино. Вот как Кира Найтли сыграла Анну Каренину. Но именно Анну Каренину не хочу играть – мне не нравится эта героиня в принципе. Но что-то в такой эпохе, конечно, хотелось бы. Ещё спецагента... Хотя была у меня проба, когда я пришла как раз пробоваться на полицейского, меня режиссёр увидел и посмеялся: «В твоём случае это только комедия». Кто это вообще придумал?
А кто придумал позвать на съёмку «Рашн Юг» Сашу Петрова? Вы в интервью «Кино в деталях» рассказали, что это для вас стало сюрпризом: он приехал просто навестить вас. Но мы же все видели эту сцену в трейлере, где он играет пьяного.
Да, это был сюрприз для меня. Я знала, что он должен приехать на неделю в Геленджик отдохнуть и навестить меня, потому что я там долго находилась. Но он приехал на несколько дней раньше, ничего мне не сказал. Но я почувствовала что-то неладное на площадке, потому что ассистент начал как-то бегать: «Посиди пока тут, не выходи никуда, отдохни в теньке». И Саша час не выходит на связь, не спрашивает, во сколько мы закончим, где снимаем. А у меня, видимо, интуиция сильно развита, так что я догадывалась, но до конца не верила. В итоге мы сняли вот эту сцену смеха ради, в кино её нет и не будет. Это для затравочки. Но он появился во время сцены, ему придумали роль пьяного. Но я до этого поняла, что сейчас что-то будет, потому что все достали мобильные телефоны, все были в приятном воодушевлении. Я догадывалась, что, скорее всего, сейчас выйдет он. Я чувствовала, что где-то он рядом.
То есть это была импровизация?
Ну почти. Режиссёр сказал, что вот выйдет друг героя Александра Метёлкина, скажет что-то вроде: «Твоя девчонка?», а я ему должна как-то сгрубить. Вот так и сделали.
А понравилось быть такой роковой девушкой, за которую сражаются трое мужчин разом? Что это за ощущение такое?
Мне не очень понравилось. Мне бы не хотелось, чтобы из-за меня несколько мужчин страдали. Да и не хочу, чтобы за меня боролись. Это ушло куда-то в шекспировские времена и там пусть и останется. Мужчина, который будет бегать за мной, мне попросту не будет интересен. Потому что он в этой ситуации получается автоматически подо мной. Мне это не нравится. Я за демократию и за то, что я за мужчиной. Пусть в меня кидают подушками феминистки. Но мне комфортно, когда я чуть за спиной. Мне это важно, когда у меня есть опора. А чтобы меня добивались – это дискомфорт. У меня были эпизоды, когда мне присылали цветы от каких-то незнакомых поклонников, поджидали у театра. И это дискомфортно и страшно, это не вызывает какого-то игривого трепета.
Вы говорите вполне себе как феминистка...
Я и не отрицаю феминизма. Потому что если бы не он, я бы не снималась в тех фильмах и в тех ролях, в которых снимаюсь. И мы без него не могли бы вести такой образ жизни, какой ведём сейчас. Я раньше, когда не знала предмета разговора и видела только какие-то истеричные примеры женщин, которые оголтело что-то пытаются доказать, я говорила: «Нет, я не феминистка». Потому что я не хотела себя ассоциировать конкретно с этими женщинами. Но потом я почитала, разобралась, поняла многое: те же преимущества для нашего образа жизни, о котором я говорила раньше. Дальше я уже не углубляюсь.
Но я не случайно вышла на тему феминизма. Даже по трейлерам Ксюша выглядит вполне себе феминисткой. Конечно, «Рашн Юг» не манифест. Но главная героиня — девушка с патриархального юга, где нормально кричать вслед: «Эй, красавица, твоей маме зять не нужен?!», которая гоняет от себя мужчин, идёт по своему пути с этими прыжками в воду. Это тянет на заявку.
Отчасти, может быть, это так. Мы еще долго будем избавляться от этих советских установок, что девушка обязательно должна выйти замуж, а если уж вышла – обязана жить с этим мужем. Хотя сколько вокруг несчастных и женщин, и мужчин, которые живут в несчастливом браке, терпят, потому что общественные установки им важнее личных. А Ксюша, как я и говорила, слушает своё сердце. Так, как и надо делать, а не только так, как это было принято кем-то когда-то давно.
Получается, что это не столько заявление про феминизм, сколько про антитрадиционализм? Давайте избавляться от отживших традиций.
Да, вот это точнее. Мне хочется, чтобы какие-то установки в голове у людей исчезли. Такие, как «а что скажут люди», «а что скажут соседи», «делай, как принято».
Тогда не могу не спросить про ваше отношение к культуре отмены. Когда мы готовы отменить вообще всё наше прошлое, потому что с современной точки зрения оно ужасно.
Я смотрю на это как современный человек, я понимаю, что было другое время. Я могу его анализировать, рассуждать, что что-то мне чуждо, что я другое поколение, я выросла в другой среде и мои родители заложили в меня другие ценности. Но запретить произведение искусства, перекроить историю – этого я делать не буду. Я не буду верещать, какой плохой с современной точки зрения фильм «Служебный роман». Я буду пересматривать его с теми же эмоциями, что и раньше, но держать в голове, что это было другое время. Без осуждения. Осуждение – это плохо. Меня в эти дни, когда все на всё обижаются, спасает женский стендап. Я его смотрю вечерами и смеюсь. Там прекрасные женщины шутят на все темы, и никто не оскорбляется. Там есть замечательная девушка Сауле, она шутит на тему своей национальности, стереотипов о себе. И есть красивая армянская девушка Карина, которая это всё тоже обшучивает. И для меня это нормально, для меня это здоровый юмор. А вот эта культура отмены и тренд обижаться на всё меня даже пугают: я не знаю, как это коснётся кинематографа, не станет ли он весь «зелёной книгой». Но я надеюсь, что это сейчас временная истерия, перекос в одну сторону, а скоро всё выровняется. Вот сейчас какая-то невероятно красивая темнокожая актриса будет играть Анну Болейн. Но когда речь идёт об исторической правде, мне такой выбор не понятен. Потому что одно дело, когда есть задумка режиссёра. Как, например, в одной из версий «Ромео и Джульетты», где конфликт строился на этом, что один из героев был темнокожий. Или Русалочка будет темнокожей. Это вымышленный персонаж, она может быть какой угодно: какой мы её видели в мультиках или представляли, читая сказку, – это только наши представления. Недавно в интернете видела постер смешной: стоит Райан Гослинг и подписано «Барак Обама». И вот это мне кажется здоровым чувством юмора.
Я вернусь к ролям мечты. Немного удивилась, что вы не назвали никакой музыкальной роли. У вас же для этого все задатки есть: папа музыкант, мама поёт. А вы?
Папа, да, закончил консерваторию, он музыкант, композитор. Он очень талантливый человек, виртуозный пианист. А для мамы – она у меня математик – пение и музыкальная школа больше были как хобби. Мне достался от них идеальный музыкальный слух. Это просто генетически так сложилось. Но я правда не умею петь. Мне просто не хватает практики, не научили. Наверное, если я буду учиться, то запою, потому что всё для этого есть. Просто пока не случилось. Но вот, что я хочу сыграть. Я обожаю мюзиклы. Это моя любовь, и я мечтаю, что однажды у нас в России снимут историю, современную, красивую. Один раз такое было, когда Валерий Петрович Тодоровский снял «Стиляг». А мне вот интересно историю в современной России. Не обязательно про эпоху, но современное. Такой «Ла-ла Ленд», но по-русски, про современную Москву.
Вы этот ответ слово в слово говорите уже четвёртое интервью. Видимо, действительно хотите.
А всё, о чём я говорю в интервью, особенно по многу раз, оно сбывается. Я несколько раз говорила, что хочу поработать с Жорой Крыжовниковым – оно случилось. Поэтому я буду и дальше говорить про мюзиклы, может, меня кто-то услышит и здесь.
Так может уже пора самой сесть написать, снять?
Нет, точно нет, я не усидчивый человек, я не напишу никогда ничего – мне не хватит терпения. Я тут попыталась начать вести дневник, так мне и это с трудом даётся – пару строчек про день написать. Да и идей у меня нет. Так что я жду, что соберутся талантливые люди, расскажут какую-то историю посредством мюзикла.
Но зато, судя по вашим ответам, вы киноман. По-вашему, актёр/актриса должны быть насмотренным?
Да, точно. Насколько это возможно, насколько позволяет время, но мне кажется, это обязательно. Я живу в России, я снимаюсь в российском кино, и мне важно понимать, что сейчас в индустрии происходит. Поэтому, что бы ни вышло – сериал какой или полный метр – я стараюсь посмотреть. Мне важно кто, что, как это происходит, куда мы движемся, какие тенденции появляются, что нравится режиссёрам. Я хочу быть в контексте, я в этой среде кручусь.
Тогда кому порекомендуете фильм «Рашн Юг»: киноманам или аудитории пошире?
Ну, конечно, это не для людей, которые подписаны на «Искусство кино». Я думаю, что это для простых зрителей. И вообще кино надо делать для зрителей, а не для критиков. Мне кажется, что молодым девчонкам-мальчишкам можно смело идти. Брать своих друзей. Мальчики пусть приглашают девочек на свидания. Идти нужно тем, у кого в организме дефицит витамина D. Это как с Кашпировским: от него можно было банки с водой заряжать, а тут можно прийти в кино и от экрана получить дозу витамина D.