Забавный чумазенький домовенок убегает от Бабы-яги, прячется под раковиной в новой квартире и вечно зовет Нафаню. Таким нам представляется Кузька из известного советского мультфильма по мотивам сказок Татьяны Александровой. Однако в фильме ужасов Андрея Загидуллина, который выходит в прокат 4 апреля, все иначе. Дети осиротели, переехали к приемной семье, но счастье в их дом так и не «привалило». Вместо него Варю, Арсения и их новых родителей одолевает древняя потусторонняя сила. Пугающее и интересное зрелище ждет каждого, кто любит страшные сказки с русским духом. А мы разбираемся в том, почему домовой теперь стал настоящим злодеем.
Любителям фольклора посвящается
Сценарист и продюсер фильма Иван Елисеев родился на севере России и рос на старинных поверьях о мистических обитателях деревень, в том числе и о домовом. Там его называют «сакральным представителем культа предков, который присматривает за своими потомками». Вдохновившись рассказами, передававшимися из уст в уста, Елисеев придумал идею фолк-хоррора. И взял за основу те истории, в которых домового считали нечистой силой, установившей тесную связь с домом. Такой образ менее привычен русскому человеку, для которого домовой — это скорее добрый дух и веселый проказник.
Что касается его внешнего облика, то создатели картины, по-видимому, опирались на описание, схожее с тем, что есть в книге отечественного этнографа Владимира Даля «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа». В фильме домовой выглядит как седой старик с длинной бородой и косматыми волосами. (Кстати, пугающие персонажи — не графика, а актеры в талантливо сделанном пластическом гриме.) Также в монографии ученый приводит сведения и о характере персонажа: «Уж кого невзлюбит, так выживет и, чего доброго, со свету сживет».
У того же Даля в сборнике «Пословицы русского народа» есть несколько упоминаний домового в «страшных» контекстах. Например, есть суеверия о том, что он душит людей по ночам, садясь на грудь, или что увидеть домового сулит беду и даже смерть. К тому же персонаж — частый герой быличек (рассказов очевидцев о встрече с нечистой силой). Советский филолог и выдающийся фольклорист Владимир Пропп, чьими трудами в том числе вдохновлялись авторы фильма, в книге «Фольклор и действительность» связывал этот жанр устного народного творчества с демонологией и языческим сознанием. Сюжеты о домовых отражают взгляд людей того времени на мироустройство и даже могут служить социальным комментарием об институте семьи
Знаменитый этнограф Сергей Максимов, который собирал разные народные верования в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила», писал, что дух выполняет функции главы дома и участвует в жизни его обитателей. Мифологический персонаж плохо относится к недружным семьям и любит живущих в полном согласии. Максимов добавлял, что домовой обычно живет за печью, а значит, связан со стихией огня. Поэтому важнейшими деталями в фильме становятся уголь и печь — правда, местный домовой скорее хочет разрушить семейный очаг, чем его сохранить.
Хоррор как самый дидактический жанр в кино, в котором сверхъестественные существа терзают взрослых, можно воспринимать как притчу об ответственности за детей. Родных, удочеренных или усыновленных — не столь важно. Решение родить или взять ребенка — одно из самых серьезных в жизни, которое нужно принимать, взвесив все за и против. А сомнения и сожаления могут быть губительными для всех. Ведь дом, пусть даже красивый и элитный, сам по себе не сможет привлечь доброго духа, если внутри него так мало любви.
Сплошная гоголевщина
Продюсеры фильма Аркадий Видов и Иван Елисеев — большие фанаты наследия Николая Гоголя. Главный мистик русской литературы делал фольклорные сюжеты более осмысленными, а не просто пугал читателей. Такой подход близок и продюсерам фильма. «Домовой» — тоже в большей степени притча, чем просто страшилка, основанная на славянской мифологии. От мистической повести «Вий» о демоническом существе с веками до земли и другой нечистью в подчинении авторы взяли общую мрачную атмосферу. А в «Портрете», например, дважды упоминается суеверие о проклятом старике, нечистой силе, которая будто бы душит персонажей во снах, как домовой.
Очень страшное кино
Создатели «Домового» подчеркивали, что хорошо вложились в проект, поэтому визуал не разочарует. Весь дом будет ходить ходуном, как избушка на курьих ножках. И это так снято, что кажется, будто зритель находится внутри. Существа, которых играют актеры, напоминают о методе работы страшного сказочника Гильермо дель Торо. Среди современных режиссеров он один из немногих предпочитает пластический грим компьютерной графике при создании своих монстров. Такой вариант отнимает больше съемочного времени, а значит, и больше денег, но зато сверхъестественное в фильме смотрится живым, настоящим и «работает» лучше.
«Домовой» — достойное жанровое кино с высокой концентрацией скримеров и страшных сцен, которые на протяжении всего хронометража будут держать зрителей в напряжении. И в то же время кино аттракционов сохраняет притчевость, глубокое содержание и «русский дух». Пугающе и самобытно.