Три по цене одного
Каждая церемония «Оскара» начинается со вступительной речи ведущего. На сей раз в этой роли впервые в истории выступило целое трио — комикессы Реджина Холл («Черный понедельник»), весь вечер присматривающая себе жениха, Эми Шумер («Красотка на всю голову»), представившаяся как «та, кому вы звоните, если Мелисса МакКарти отказалась сниматься в вашем фильме» и… Ванда Сайкс («Умерь свой энтузиазм»).
В своих монологах они сначала объяснили, что их трое только потому, что их гонорары в сумме равны стандартному гонорару ведущего-мужчины, а вслед за этим удивились, почему в категорию In Memoriam, в которой чествуют ушедших из жизни выдающихся деятелей кино, не попал «Золотой глобус», переживающий не лучшие времена, а в номинацию на лучшие визуальные эффекты не попал «Космический джем: Новое поколение», в котором Леброн Джеймс щеголяет убедительно густой шевелюрой. К слову, шутки о волосах вообще станут главным событием вечера, но об этом ниже.
«Рубашка» Шаламе
Нет-нет, мы вовсе не собираемся всерьез изучать наряды гостей «Оскара». По крайней мере, в этой статье. Но пройти мимо одной детали костюма вечно юного Тимоти Шаламе довольно сложно. Актер в этом году не был номинирован ни на одну из наград и мог появиться на сцене в случае, если бы «Дюна» получила приз как лучший фильм (чего не случилось), но это не мешало режиссеру то и дело находить его в толпе. Так вот, о рубашке. Разумеется, времена классически строгих смокингов, ниспадающих складками на туфли, давно прошли, и с этим у Шаламе все как будто бы было в порядке. А с рубашкой не задалось, так что пиджак ему пришлось надеть на голое тело.
Столь знаменательный факт косвенно говорит о том, как увлекательно проходила длинная четырехчасовая церемония, на которой, как жаловался в свое время английский комик Рики Джервейс, наливают разве что в бесконечной и назойливой рекламе.
«Дюна» против CODA
Именно эти два фильма разделили между собой большинство наград. В первой половине трансляции, в которой в основном вручали призы за технические номинации, слово «Дюна» звучало почти также часто как «”Оскар” получает…» и «спасибо моей жене Элис…».
В свою очередь, CODA брала не количеством, а качеством своих трех номинаций, взяв награды такие награды, как «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший актер второго плана» и, к немалому удивлению большинства, как «Лучший фильм».
Крис Рок против Уилла Смита
А теперь снова к обещанным волосам. Настоящее противостояние разгорелось в середине церемонии, когда объявлять номинантов на лучший документальный фильм вышел комик Крис Рок («Догма»), который, к слову, в прошлом сам вел церемонию, и про детство которого был снят сериал «Все ненавидят Криса». По иронии судьбы, Ванда Сайкс работал на нем сценаристом, а эту фразу теперь можно приписывать Уиллу Смиту.
Рок, по привычке, да и чтобы немного развеселить публику, начал шутить. Пошутил о том, что Бардему надо молиться, чтобы не выиграть «Оскар», если его жена, Пенелопа Крус, при этом проиграет, а потом перешел к Джаде Пинкетт Смит и ее чрезвычайно короткой стрижке. «Ты знаешь, я люблю тебя, но, кажется, что ты готовишься к съемкам “Солдата Джейн-2”», — сказал Рок и все, включая Уилла Смита, и исключая его жену, закатившую глаза, посмеялись. Неожиданно Смит поднялся на сцену, отвесил удивленному Року оплеуху и, вернувшись в кресло, запретил комику произносить имя его жены. И нет, это совсем не выглядело как постановка.
Рок назвал это величайшим днем в истории телевидения, попытавшись сгладить неловкость, а чуть позже Смит, вышедший на сцену, на этот раз за «Оскаром», который он получил за роль в «Короле Ричарде», расплакался и попросил прощения у Киноакадемии и своих коллег по фильму, пошутив, что как и его герой Ричард Уильямс, превращается в «сумасшедшего папашу», и заключив, что «любовь заставляет нас делать страшные вещи».
Для контекста надо сказать, что Пинкетт Смит страдает от алопеции, то есть выпадения волос, в чем публично призналась, а Рок отказался подавать на Уилла Смита заявление. Инцидент на этом как будто исчерпан — и, разумеется, послужит в ближайшем будущем материалом для сотен мемов — но, откровенно говоря, выглядело все это печально. А лучшей документалкой стала картина «Лето соула».
«Любовь заставляет нас делать страшные вещи».
Jack Rabbit Slims Twist Contest
Легкости тяжеловесной церемонии добавила 28-я годовщина «Криминального чтива». По этому случаю объявлять номинантов на лучшую главную мужскую роль (именно в ней победил Смит) вышли Ума Турман, Джон Траволта и Сэмюэл Л. Джексон. Турман и Траволта повторили свой культовый танец на Jack Rabbit Slims Twist Contest под незабвенную «You Never Can Tell» Чака Берри, в то время как Джексон жаловался на то, что они, как всегда, отвлекают внимание от главного — содержимого кейса, с которым ходили герои «Чтива» и который так и остался светящейся загадкой.