На экраны кинотеатров всего мира выходит фильм Николая Арселя «Тёмная башня» на основе одноимённой серии романов Стивена Кинга. Сам автор уже успел похвалить экранизацию, хоть и сказал, что это совсем не то, что он писал. Ещё задолго до выхода у многих стал возникать вопрос, на чём будет основываться картина, и на кого она в первую очередь рассчитана? Ведь поместить в хронометраж одного фильма сюжет всех восьми романов невозможно. А если брать только первый, то он может показаться слишком простым и даже скучным.
Тем более что далеко не все из тех, кто пойдёт в кинотеатры, прочитали даже первые книги огромного цикла, не говоря уже обо всех восьми томах. С другой стороны, фанатов творчества Кинга по всему миру очень много, и их недовольство тоже может сильно повлиять на популярность картины.
Как видно, старались балансировать на грани. С одной стороны, сюжет полностью самостоятелен и не требует изучения первоисточника. Но слишком увлёкшись историей одного персонажа (а конкретно мальчика Джейка из Нью-Йорка), которому посвящены первые минут 20 фильма, авторы будто забыли рассказать об изначальном смысле повествования. Тёмная башня, как центр и опора всех миров, упоминается в самом начале и далее по сюжету неоднократно. Но всё как-то мимоходом, без конкретных объяснений. Также как и сама династия стрелков, а также мотивы злодеев показаны лишь поверхностно.
В этом, конечно, есть и некоторая каноничность. В первой книге Стивена Кинга «Стрелок» не объяснялось практически ничего, было только действие. «Человек в черном пытался укрыться в пустыне, а стрелок преследовал его», — с этой фразы начинается роман, и она, по сути, отображает почти весь его сюжет. Вероятно, режиссёр решил пойти по тому же принципу и оставить разъяснения на потом. Хотя в таком случае долгой раскачке истории с Джейком можно было уделить меньше времени. В итоге зрители, не знакомые с предысторией получают довольно простой экшн-фильм о борьбе добра со злом и множество загадочных символов, странных существ и необъяснённых моментов.
Что же касается поклонников Кинга и знатоков «Тёмной башни», то они увидят достаточно отсылок к изначальному произведению. Но именно отсылок, а не переноса сюжета книг на экран. Фильм позиционируется не как экранизация романов Стивена Кинга, а как их продолжение. Но зацикленность повествования в книгах даёт возможность рассказать историю с самого начала. На то, что события происходят уже не в первый раз, есть несколько намёков, первым и главным из которых становится рог Эльда, который Роланд носит с собой. Он появился у Стрелка, когда тот впервые возвратился к началу. Кстати, именно это породило забавные фанатские теории, согласно которым Человек в чёрном (Мэттью Макконахи) — Стрелок, прошедший свой путь и вернувшийся в начало уже в виде злодея, поэтому именно он внешне больше и похож на каноничного Роланда из книг.
Что же касается цвета кожи главного персонажа, который стал камнем преткновения и причиной множества споров, то он в сюжете не играет никакой роли. По сути, так же было и у Кинга. Персонаж имел достаточно подробное описание внешности, но это влияло разве что на шутки расистки Детты Уокер, которой в фильме пока что нет. А учитывая, что Детта ненавидит всех людей в принципе, она вполне может найти к чему придраться и в случае темнокожего Роланда.
История жизни Джейка изменилась практически полностью. В оригинале он был вполне обычным, хоть и одиноким мальчиком. Его одержимость Роландом и Тёмной башней была сюжетом уже третьей книги, в начале же он попадал в мир Стрелка практически случайно — его толкнули под колёса автомобиля. В фильме он без особых причин видит во снах и Роланда, и Башню, и Человека в чёрном. Вероятно, дело в его способностях. Эти силы, кстати, здесь названы «сияние», да и похожи больше на способности Денни из одноимённого романа, чем на «касание» из «Тёмной башни».
И это не единственная ссылка на другие произведения Стивена Кинга. То и дело в кадре мелькают знакомые образы, машины, названия или даже числа, знакомые поклонникам автора по разным книгам. На сюжет они не влияют, а, видимо, просто вставлены для большего удовольствия фанатов. Хотя в данном случае студия лишила зрителей возможности выискивать эти сцены и делиться друг с другом, поскольку заранее опубликовала почти все подобные моменты в отдельном рекламном ролике.
Образы, персонажи и знаки из всего цикла романов тоже появляются в фильме постоянно, но большая часть из них и остаётся без объяснений. О том же роге Эльда, не сказано ни слова, он просто есть. Неоднократные упоминания Алого Короля, главного злодея, которому и служит Уолтер, в виде надписей и знаков на стенах. Машины корпорации «Сомбра» — помощников Уолтера в нашем мире. Поселение мэнни, способных путешествовать между мирами. И даже паук, которого Роланд показывает Джейку в виде примера зла, стремящегося захватить мир, вероятно, отсылка к одному из антагонистов последней книги. Всё в фильме есть, но ни один момент не получает конкретного разъяснения. Это заставляет думать, что режиссёр Николай Арсель либо строит большие планы на франшизу, и хочет разъяснить эти моменты позже, либо хочет просто задобрить поклонников творчества Короля ужасов, напоминая, что всё это происходит именно в его мире, а не где-то ещё.
Алексей Хромов