Тенденция этого года налицо: серия показов открывается хоррором с Барри Уордом в кадре и на сцене кинотеатра «Октябрь»; в пятницу 13-го отмечает другим фильмом ужасов этот знаменательный день и продолжает вечер лекцией о страшных ирландских мифах; под сборник «Ирландское тёмное» везёт самого узнаваемого гостя этого года — актёра и режиссёра Джека Рейнора; а майская премьера драматического ужастика «Приди ко мне» будет показана за полтора месяца до проката и сопровождена дискуссией под руководством вполне русского Егора Москвитина. Не говоря уже об эксклюзивном показе гомерического и алкоголического фантастического хоррора «Грэбберсы» 2011 года, который нельзя пропускать хотя бы потому, что наши, то есть российские, кинематографисты уже под шумок сняли ремейк, надеясь, что оригинал никто не видел. Понятно, что в полуторанедельной программе найдётся место и для типичной мрачной ирландской драмы с говорящим названием «В тихом омуте» (кто был в прошлом году, запомнил обаятельного гостя Мо Данфорда), и для странноватой ирландской феминистской комедии «Дикие», и для развесёлого роад-муви «Родственник поневоле», которому позавидуют бразильские сериалы, и даже для вестерна с крупными звёздами Эмилем Хиршем и Джоном Кьюсаком «Вечно молодой», который, наверное, надо переименовать в айришстер, — осталось лишь его посмотреть. Но директор недели Irish Week и кинофестиваля Анна Грязнова не оставила пространства для журналистской импровизации и первым делом на пресс-конференции озвучила ключевой жанр этого года и причину такого выбора.
«Тематика этого фестиваля сходится с его порядковым номером — 13-й. И в пятницу 13-го у нас будет специальная премьера. Но вообще, признаюсь, это моя вина, что жанр ужасов раньше не был так широко представлен на нашем фестивале. Я сама не в восторге от хорроров. А тут начала готовить программу и прониклась. Такие интересные картины есть. Хотя, конечно, отбирали в итоге фильмы на стыке жанров. Фильм открытия мы для себя определили как романтическую комедию в духе Монти Пайтон. Элементы сатиры есть в сборнике «Ирландское тёмное». А «Приди ко мне» Малгожаты Шумовской — это отдельный предмет для гордости. Мы 6-й фестиваль, на котором этот фильм будет показан. То есть всего 6-й показ в мире вообще. И я могу сказать, это совершенное кино. Мне кажется, лучшее, которое мы показывали».
Гость открытия Барри Уорд похвалил хороший вкус отборщиков фестиваля. «Тонко выбранная тема», — улыбнулся актёр с импровизированной сцены паба, где проходила пресс-конференция. И, как и Анна Грязнова, признался, что сам не поклонник этого жанра. Но лента «Пара нормальных», которая имеет в жанровом перечислении пометку «ужасы», входит в его личный список фильмов, участием в которых он очень гордится.
«В Ирландии многие режиссёры выбирают хоррор в качестве своего дебюта в кино. И для этого есть пара причин. Это довольно дёшево, во-первых. А во-вторых, это такая бездонная песочница для экспериментов технических и визуальных, как ещё напугать зрителей, но при этом учит оставаться в рамках бюджета. Всё это отлично подходит новичкам. Лично я не люблю фильмы ужасов. Меня они не пугают, мне они кажутся предсказуемыми. По пальцам можно пересчитать случаи, когда мне действительно понравилось такое кино. И в «Паре нормальных» вы увидите умнейший режиссёрский ход, как авторы распорядились этим жанром. Это тёплое, нежное кино, и оно совершенно не о страхах и не о попытках напугать. Оно действительно отличается от того, что вы видели в заданном жанре. Поэтому я в нём и оказался».
Другая сквозная тема, хотя организаторы фестиваля её не педалируют, — женское кино. В этом году треть полнометражных работ (про короткие метры и говорить нечего) сняты режиссёрами-женщинами. И если Малгожата Шумовска, обладательница нескольких берлинских медведей, — это автор, которого с удовольствием и без всякой повестки представит любой фестиваль, то автор доброго роад-муви «Родственник поневоле» Ифа Крихан станет открытием для широкой аудитории. Режиссёр лично представит свой дебют 14 марта, а позже присоединится к общей дискуссии ирландских кинематографистов с аудиторией.
«Ифа Крихан меня поразила тем, что она сказала: «Я хочу делать кино светлое, я не хочу снимать про насилие». Это сразу выделило её среди других режиссёров. Я могу использовать феминитив, но поскольку работаю с ирландцами, где просто к слову «режиссёр» добавляется женское имя, для меня это не слишком привычно. Но, как бы там ни было, равенство должно соблюдаться. Когда я выбираю фильмы в программу, я всегда думаю, кто их сделал. Я рада и горда тем, что могу презентовать женское кино, потому что в Ирландии есть поддержка этого тренда: таких фильмов становится всё больше, а я их с удовольствием отбираю для показа нашему зрителю, которого мы любим и уважаем», — комментирует непростую тему директор фестиваля.
О равенстве и партнёрстве, но в своей диковатой манере, рассказывают режиссёры фильма открытия «Пара нормальных». Лента не новая, но и совершенно неизвестная, если только вы не следите за всеми новинками ирландского кинематографа, которые выходят у них там, на острове, в прокат. Обладатель особого дара общаться с призраками Роуз вызывается помочь вдовцу Мартину. У того две проблемы: он постоянно общается с покойной женой, а его дочь пытается похитить какой-то местный экзорцист. Решать поставленные задачи пара будет абсурдно спокойно и гомерически весело. Главное, приготовиться к тому, что режиссеры Майк Ахерн и Энда Ломан сняли всю эту историю, что называется, в лоб. Мультяшная реальность, в которой актёры существуют как в театре абсурда. С удовольствием отыгрывают все известные клише, по-хорошему ломают комедию. А главное, воспринимают такое существование друг друга так же спокойно, как существование призраков вокруг. Это комедийные «Страшилы» со следами легендарного «Привидения» и последнего прокатного «Человека-невидимки». Этот фильм смотрится настолько целостным и естественным внутри самого себя, что вышибает кресло из-под зрителя, который пришёл уважить маленький, но гордый ирландский кинематограф. Лучшее начало фестиваля, что там говорить.
«Мне российские зрители кажутся очень кинообразованными. Что, разумеется, восхищает. Порой на фестивалях после показов понимаешь, что публике особо нет дела до твоего фильма, — вопросы довольно поверхностные и даже глупые. Понятно, что люди не слишком вовлечены в то, что только что посмотрели. Здесь другое дело: зрители, студенты, журналисты — все демонстрируют хорошие знания кинематографа и, как следствие, задают интересные вопросы. И мне самому любопытно слушать все эти впечатления от просмотра, потому что зрители мне могут указать на то, что я не считаю значимым в картине, объяснить, что им понравилось и почему. Так что я учусь у публики едва ли не в большей мере, чем они получают от меня. Такая обоюдная польза», — Барри Уорд после показа ещё долго общался в фойе с гостями открытия.
Среди гостей был замечен и российский актёр Александр Кузнецов. С командой Irish Week его связывают как дружеские, так и деловые отношения. Которые начались с известной по всем интервью любви Саши к ирландскому кино со всей его мрачностью, особенно в юморе.
«Во-первых, ирландское чувство юмора (это знают все, даже ирландцы) очень похоже на русское чувство юмора. Недаром даже театр Макдонаха существует в России. Если вы не были в Ирландии, обязательно побывайте, и увидите, что у них весь этот чёрный юмор, эта жёсткость — это абсолютно русский стиль. Вот с британцами мы не похожи совершенно, а с ирландцами действительно очень и очень много пересечений у русских», — попытался объяснить свою любовь актёр. Потом отмахнулся и добавил: «Ну ты сама всё знаешь…»
Иван Донцов, основатель IRISH WEEK: «Неделя Ирландии появилась 9 лет назад как результат долгой дружбы ирландцев и русских, давно организующих культурные мероприятия в России. До сих пор даже мы не до конца понимаем, почему в Москве так любят Ирландию, и началась эта любовь не с пабов, как некоторые подозревают, а с культуры. Наши музыканты и танцоры берут призы на чемпионатах ирландской музыки и танцев, государственные театры ставят спектакли по МакДонаху, в МГУ изучают ирландский язык, дети обожают мультфильмы Томма Мура, и даже святой Патрик недавно официально признан РПЦ и занесён в православный календарь. Неделя Ирландии ежегодно объединяет на знаковых площадках Москвы русские и ирландские культурные силы, и в такой коллаборации рождаются новые проекты и идеи».
Фестиваль ирландского кино продлится до 22 марта. И практически у каждого фильма будет несколько показов. Подробную программу каждого дня можно посмотреть по ссылке.
Вероника Скурихина
все фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля