Я шагаю по Выборгу
Фестиваль «Окно в Европу» традиционно проходит в городе Выборге. Известный своим средневековым духом, он действительно создает впечатление, что время немного остановилось. Слой безмятежности и между тем отчужденности от всего остального мира падают на плечи тех, кто, перебегая с одного берега реки на другой, пытается вырвать себе кусочек торжества. У фестиваля есть несколько точек, но ключевым местом этих шести дней является кинотеатр «Выборг-Палас», в стенах которого собираются критики, участники программы и просто синефилы, чтобы понаблюдать, какое кино ждет завтра российскую индустрию.
Город на дни фестиваля окунулся в ощущение праздника. На улицах повсюду развешаны плакаты, а возле кинотеатра собирается толпа, чтобы взглянуть на Алексея Германа-мл. или на Юлию Ауг. Все границы на время разрушились: за завтраком ты можешь оказаться рядом с режиссерами, а на заправке поздно ночью, ожидая заветный хот-дог, наталкиваешься на какую-нибудь звезду.
Фильмы программы же напоминают местную погоду. Бывает, поймав солнечные блики, наивно надеешься, что плащ тебе в этот раз не понадобится. Так и с работами конкурса – они без труда могут обмануть твои ожидания. При аккредитации прессе выдавали зонт (вероятно, чтобы справиться с капризами погоды) и книгу анекдотов от Никулина (вероятно, на случай если заявленная комедия не справится со своей задачей).
Что мы посмотрели
«Вертолет», реж. Михаил Лукачевский
Иван (Гаврил Менкяров) и его жена (Инга Леонова) прилетают из города в глухую деревню к семье молодого человека. Вместе с супругами – их новорожденная дочь, а сын Эдик ожидает родителей, находясь в доме бабушки и дедушки. Неожиданно герои сталкиваются с цепью тревожных событий: ребенок заболевает дизентерией, город остается без связи, а мост, через который можно добраться до райцентра, смывает непогодой. Чтобы найти врача для дочери или хотя бы достать лекарства, Иван решает перейти реку на лошади.
История Лукачевского – это практически фильм о выживании, аккуратно упакованный в обертку воспоминаний о своей родине. «Вертолет», не будь это якутским кино, мог оказаться обыкновенным триллером, но то, как режиссер пытается уловить каждый уголок деревни, превращает картину в ностальгический (и, безусловно, личный) портрет родных просторов. Интересно, что фильм обрывается так, словно и зритель остается без связи и теперь может только догадываться о возможном воссоединении героев.
«Второе солнце», реж. Ринат Ташимов
Дебютная работа Ташимова рассказывает о причудливых буднях современной татарской деревни в Сибири. Женщины здесь обмазывают себя тестом, река имеет чудодейственный эффект, а мертвые исчезают из своих могил. Переплетая местные обычаи и национальный колорит, режиссер создает абсолютно абсурдное кино. История, разделенная на несколько глав, в ходе которых жизни жителей маленькой деревушки тесно переплетаются, но ничего важного так и не происходит, остается где-то на полуслове. На протяжении всего хронометража герои совершают безумные поступки, и все вокруг кажется чьим-то долгим сном. Люди с экрана нервно смеются, ощущение нереальности происходящего усиливается, а зритель так и остается с чувством полного непонимания всего происходящего.
«Продление жизни», реж. Дмитрий Фалькович
Вторая работа Фальковича – своеобразное продолжение его дебюта «Иванов». С собой в главной роли режиссер рассказывает историю своей (успешной) жизни, начиная рассказ как раз с того момента, как проходит показ его первого фильма. Из-за такого маневра в голову приходит «Адаптация» Спайка Джонса по сценарию Чарли Кауфмана, где герой-сценарист в исполнении Николаса Кейджа закончил съемки фильма «Быть Джоном Малковичем» (сценаристом которого также является Кауфман) и теперь пытается понять, куда ему двигаться дальше. Только проблемы Фальковича иного рода: его не тревожит вопрос творчества или денег. Проживая с супругой в роскошном доме в Лондоне, его волнует нечто другое – как продлить собственную жизнь. С очевидной самоиронией режиссер показывает безупречную жизнь привилегированных людей, которые едят черную икру на лужайке перед домом, планируют посадить березу и очень-очень много говорят о своей смертности.