Чи-Юн (Сандра О), преданная своему делу преподавательница, стала первой женщиной заведующей кафедрой английского языка в престижном университете в Северной Каролине. Заняв новую должность, героиня сразу же понимает, насколько тяжело быть боссом, а особенно боссом-женщиной, ведь теперь окружающие ожидают от нее соответствующих реформ и изменений в университетской среде. Ей необходимо решить вопрос со старыми преподавателями и дать дорогу молодым и более энергичным сотрудникам. Но главное, с чем сталкивается Чи-Юн, – это назревающий скандал вокруг ее друга Билла (Джей Дюпласс), который кидает нацистское приветствие во время своей лекции.
Когда мы представляем себе университетский мир с красочными кампусами и стопкой книг в библиотеке, кажется, что это пространство застыло во времени и таит в себе премудрости прошлых поколений. Впрочем, этот взгляд явно ошибочный, поскольку изменения, затрагивающие нашу современность, не могут обойти пыльные и старинные здания учебных заведений. «Кафедра» становится подобием окна в меняющуюся природу академического сообщества. Да, что-то остается незыблемым: Чосер все еще величайший английский поэт, а «Моби Дика» будут читать, пожалуй, и лет через сто. Но создатели проекта акцентируют наше внимание не на том, какие книги интересуют современных гуманитариев, а на том, как именно они их читают, под каким ракурсом рассматривают творчество тех или иных писателей. Иными словами, мы можем восхищаться талантом Германа Мелвилла, но стоит ли сбрасывать со счетов его жестокое обращение с женой?
Выбрать университетское пространство для диалога с современным зрителем, который пачками смотрит сериалы на Netflix, является весьма успешным решением. Ведь в кампусе можно рассмотреть бесконечное количество столкновений между профессорами, которые не хотят пересматривать свои устаревшие методы обучения, и студентами, непонимающими, для чего им читать английские сонеты. Кафедра становится благодатной почвой для конфликтов и возникновения таких острых проблем, как расизм, сексизм и привилегии белого населения. К сожалению, сериал, претендующий на звание трагикомедии, застревает в этих вопросах и теряет свое чувство юмора. Казалось бы, разрыв между поколениями мог бы стать источником шуток, но чаще всего профессора, которым скоро выходить на пенсию, выглядят карикатурными и неспособными найти общий язык с молодежью. На этом клише не заканчиваются: самым явным стереотипным героем является Билл – писатель в депрессии, в которого влюбляются студентки. Благо он сам осознают свою роль, что делает его персонажа даже очаровательным и ироничным. Стоит отдать должное, что в этом сериале нет как таковых злодеев. Подобно литературным произведениям или же самой жизни, даже суровые старики, потерявшие былую славу, претендуют на сочувствие.
Ключевой темой сериала является культура отмены. Вопрос, который все еще стоит ребром, когда люди практически делятся на два лагеря: тех, кто бойкотирует человека за его «оплошность», и тех, кто считает, что он должен сначала иметь право оправдать себя. Нацистское приветствие Билла выходит на первый план: студенты начинают протестовать, а сам уважаемый преподаватель оказывается на грани увольнения. Все это, казалось бы, должно стать важнейшим моментом сериала об общественном веянии нашей эпохи, но по какой-либо причине скандал оказывается невнятным разговором о том, о чем сценаристы, по-видимому, знают лишь понаслышке.
«Кафедра» – это приятное времяпрепровождение в течение шести тридцатиминутных эпизодов. Наблюдать за комедийной стороной Сандры О – одно удовольствие, а кирпичные здания, хруст снега по пути на лекцию, цитирование великих авторов и саундтреки Vampire Weekend и The Smiths заставляют немного завидовать американским студентам. Тем не менее новое детище Netflix не представляет собой ничего революционного. Блестящий актерский состав затмевает довольно пресный сценарий, из-за чего шоу оставляет небольшой комок разочарования.