1. Момент с окровавленной рукой в «Джанго»
Играя жестокого плантатора Кэлвина Кэнди у Квентина Тарантино в «Джанго», Леонардо ДиКаприо в какой-то момент так разошёлся, что ударил кулаком по столу и разбил бокал. Осколками он нечаянно порезал руку, но не вышел из роли и мужественно доиграл сцену, несмотря на боль. Именно ее и оставили в итоговой версии монтажа.
Причём это далеко не единственный раз, когда Лео импровизировал на съёмочной площадке у Тарантино. Так, в «Однажды… в Голливуде» есть момент, где его герой Рик Далтон, доведённый до срыва, начинает в гневе крушить всё вокруг. В сценарии этого не было — эту сцену придумал и предложил снять сам ДиКаприо. Её в итоге и решили использовать.
2. Фраза «А вот и Джонни!» из «Сияния»
Одна из самых знаменитых фраз за всю историю кино появилась случайно. Во время съёмок культовой сцены, где герой Николсона пробивает дверь пожарным топором, актёр так устал (немудрено, ведь попортить ему пришлось около 60 дверей), что решил разрядить обстановку. И во время очередного дубля произнёс фразу, которая звучала в начале популярного американского шоу Джонни Карсона, — именно так аудитории каждый раз представляли ведущего. Британец Стэнли Кубрик сначала ничего не понял, но потом оценил импровизацию.
3. Жуткая версия I'm Singing in the Rain в «Заводном апельсине»
Вообще Кубрик, несмотря на свой знаменитый перфекционизм и любовь к огромному количеству дублей, всячески поощрял актёрскую импровизацию. Так, желая построить сцену изнасилования в «Заводном апельсине» на жутком противопоставлении, режиссёр попросил актёра Малкольма МакДауэлла что-нибудь спеть и станцевать. Тот не растерялся и затянул добрейшую композицию из знаменитого мюзикла «Поющие под дождём». Что и говорить, контраст и впрямь получился чудовищный.
4. Джокер, аплодирующий комиссару Гордону в «Тёмном рыцаре»
О том, как Хит Леджер готовился к роли Джокера, рассказано немало: актёр надолго запирался в номере отеля, истязал себя бессонницей и даже писал дневник от лица безумного клоуна. Облачить Джокера в костюм медсестры, кстати, тоже идея Леджера. Даже грим персонажа артист придумал сам. Гримёры лишь внесли туда небольшие коррективы.
Стоит ли говорить, что Леджер очень много импровизировал на съёмках. Например, саркастические аплодисменты комиссару Гордону — его неожиданная творческая находка (которая удивила в том числе самого актёра).
Кстати, по Сети долгое время ходил слух, будто реакция Джокера в сцене со взрывом в больнице и его игра с детонатором — ещё одна незапланированная импровизация Леджера. Но это, увы, лишь красивая байка: на самом деле сцена была тщательно распланирована от начала и до конца.
5. Сцена с ожерельем в «Красотке»
Кто знает, завоевала бы романтическая комедия Гэрри Маршалла сердца людей, если бы не сумасшедшая химия между Ричардом Гиром и Джулией Робертс. Озорства и импровизации на съёмочной площадке было немало, в том числе в сцене с рубиновым ожерельем, которое герой Гира берет в аренду на вечер. Изначально момента с захлопыванием коробки не было, но неподдельная реакция Робертс и её заливистый смех выглядели так мило, что его решили оставить в фильме.
6. Беседа с отражением в «Таксисте»
Ещё одна легендарная фраза, родившаяся в результате чистой импровизации. В этот момент на съёмках «Таксиста» царила жуткая неразбериха: киноделы выбивались из графика, и даже сам режиссёр Мартин Скорсезе понятия не имел, что Роберт Де Ниро должен говорить в эпизоде с пистолетом и зеркалом. В итоге обращённая к отражению фраза Трэвиса Бикла «Ты со мной говоришь?» вошла в фильм, а потом стала культовой. Теперь её знают даже те, кто не видел картину.
7. Танец Сальмы Хайек и выстрел Джорджа Клуни в «От заката до рассвета»
Фильм Роберта Родригеса «От заката до рассвета» запомнился не только колоритнейшими персонажами и стильной атмосферой, но и сразу двумя импровизациями. Слова Джорджа Клуни «Спасибо, я уже был женат» — экспромт, как и последовавший за ними выстрел в люстру, висящую над головой голодной вампирши. Режиссёр, правда, сомневался, что этот фрагмент стоит включать в готовую картину, но продюсерам фраза так понравилась, что они решили вставить реплику в трейлер. Пришлось оставить сцену и в финальном монтаже.
И вторая яркая импровизация — это горячий стриптиз в исполнении Сальмы Хайек. Подготовке к танцу актриса не уделила ни минуты: ей достаточно было просто красиво двигаться в кадре.