Семя священного инжира
Главный политический триллер года
«Семя священного инжира» начинается как документальное запечатление протестов в Иране после резонансного убийства Махсы Амини, а затем сужает свой масштаб до показа одной семьи, отношения в которой становятся прообразом политической ситуации в стране. Иранский режиссер Мохаммад Расулоф создал этот фильм тайно всего за 70 дней после ареста за критику властей, а затем смог сбежать из страны. Поэтому кино Расулофа получилось разрушительно надрывным, с ошеломляющей точностью показывая опьянение властью, подавление женщин и коррумпированную систему.
Субстанция
Главный киноопыт года
Этот год стал невероятным трамплином для многих талантливых постановщиц. Тогда как Фрэнсис Форд Коппола и Тодд Филлипс не оправдали ожиданий зрителей, менее мейнстримные режиссеры сумели занять свое место под солнцем. Одним из ярких прорывов стала француженка Корали Фаржа. Ее полнометражный дебют «Выжившая», пересобирающий жанр rape and revenge, впечатлил синефилов. Однако пробить дорогу к массовому зрителю Фаржа удалось с «Субстанцией», где она виртуозно реконструировала жанр боди-хоррор, сделав его гимном многих женщин. История о голливудской актрисе, теряющей свое место под солнцем, и сыворотке, создающей ее «улучшенную» молодую версию, стала одной из самых ярких картин года. В фильме социальная сатира, юмор, кинематографические отсылки и кровавый ужас виртуозно совмещаются в феминистский манифест о недостижимых стандартах красоты.
Бруталист и Девушка с иглой
Исторические полотна года
Хотя «Бруталиста» до курантов посмотреть не выйдет (международный прокат начнется в январе, а онлайн он появится лишь в апреле), но не упомянуть эту картину в итогах года невозможно. Брэди Корбет создал кино, которое сегодня почти не снимают: большое, звездное, монументальное. Режиссер достигает невероятных масштабов не только в повествовании, охватывающем более 30 лет жизни венгерского архитектора еврейского происхождения Ласло Тота, но и в техническом аспекте. С хронометражем в 3 часа 35 минут, включая 15-минутный антракт, в «Бруталисте» нет ни одной лишней сцены. Фильм рассказывает о попытках главного героя построить новую жизнь в Америке после Холокоста, сталкиваясь с предательствами, потерями и борьбой за свои идеалы.
«Девушка с иглой» — фестивальная картина, основанная на реальных событиях. После Первой мировой войны беременная Каролина хочет избавиться от ребенка, не имея средств к существованию. Это желание приводит ее к Дагмар, женщине, обитающей в конфетной лавке. Основываясь на реальных событиях, сказках братьев Гримм и бесконечном количестве референсов к величайшим картинам, швед Магнус фон Хорн показывает до мурашек пугающие события, заодно проводя зрителя через историю кинематографа.
Дюна: Часть вторая
Главный блокбастер года
Во второй части эпопеи Пол Атрейдес продолжает свой путь к званию Лисан аль-Гаиба, ведя народ фрименов к мести за разрушенный дом Атрейдесов. Дени Вильнёв продолжает поражать зрелищностью, добавляя больше сражений и незабываемую поездку на песчаном черве под звук колотушки. Хотя эффект первого знакомства с бескрайним песчаным миром Арракиса уже позади, «Дюна» остается именно тем аттракционом, которого ждешь от дорогущего голливудского кино.
Головоломка 2
Самый кассовый фильм года
Сиквел знаменитой «Головоломки» вновь погружает нас в мир эмоций. Райли уже 13 лет, и она сталкивается с тревогами подросткового возраста. Как и «Дюна», фильм не так впечатляет, как первая часть, но в засилии франшиз умудряется найти свой голос и создать очаровательную историю. Подростковый этап — один из самых сложных, поэтому у девочки появляется ряд новых эмоций, в числе которых особенно выделяется Тревожность. Если первая часть учила нас принимать Грусть как неотъемлемую часть жизни, то в этот раз «Головоломка» учит не только детей, но и взрослых заботе и вниманию к своим тревожным состояниям. Крайне важный навык в наше время.
Призрачный свет и Синг-Синг
Театры года
В этом году вышло две знаковых картины о целительной силе театра. «Призрачный свет» повествует о семье, пытающейся справиться с утратой. Потеряв старшего сына, отец, избегавший психотерапии, неожиданно находит утешение в театре. Участвуя в любительской постановке «Ромео и Джульетты», он обнаруживает, что сцена способна соединить его с сыном и дать столь необходимое исцеление. Тонкая, красивая работа, которую нужно обязательно смотреть с собственным папой.
«Синг-Синг» переносит зрителя в совсем иной мир — тюрьму строгого режима. Один из заключенных, много лет пытающийся добиться пересмотра своего дела, обретает отдушину в театральной программе. Постановка спектаклей раскрывает его творческие способности как автора, помогает обрести верных друзей и увидеть свет даже в самом темном месте.
Злая: Сказка о ведьме Запада и Эмилия Перес
Мюзиклы года
Жанр мюзикла переживает перерождение. В этом году две музыкальные картины — «Злая» и «Эмилия Перес» — стали лидерами главных кинонаград.
«Злая: Сказка о ведьбе Запада» — масштабная адаптация одноименного бродвейского мюзикла о дружбе двух противоположностей: Доброй ведьмы Глинды и зеленокожей ведьмы Эльфабы. История эта, как нам известно из «Волшебника страны Оз», заканчивается трагически. Среди масштабных декораций и музыкальных суперхитов картина преодолевает половину пути к ответу на вопрос, рождаются ли люди с тьмой в душе или их такими делает общество. Продолжения ждать недолго — вторая часть выйдет на экраны в ноябре 2025 года.
Лидер по числу номинаций на премию «Золотой глобус» мюзикл «Эмилия Перес» работает с похожим вопросом о темноте человеческой души, что и «Злая»: может ли полное изменение внешнее привести к изменениям внутренним? А если ты хладнокровный убийца, лидер мексиканского наркокартеля? Жак Одиар снял кино на испанском языке, что уже необычно для французского режиссера, и умело сочетает целый ряд жанров: мюзикл, мелодраму и криминальный триллер. Он приглашает американских актрис (весь основной состав получил награду за лучшую женскую роль Каннского кинофестиваля) и обращается к темам политики и культуры Мексики. Это остроумное и яркое кино, аналогов которого вы точно не видели.
Течение
Самый оригинальный мультфильм года
Анимационная лента «Течение» латвийского режиссера Гинтса Зильбалодиса повествует о маленькой черной кошечке, пытающейся выжить во времена всемирного потопа. Ее путешествие переплетается с судьбами других животных — собаки, птицы, капибары и лемура, которые находят укрытие на лодке и вместе исследуют затопленные земли. В фильме полностью отсутствует речь, возвращая зрителя во времена немого кино, когда визуального повествования было более чем достаточно для рассказа сильной истории.
Этот год стал очень плодородным на оригинальные мультфильмы. Вместе с «Течением» за «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм» будут бороться «Мемуары улитки» — трогательная лента с покадровой анимацией, работа над которой заняла восемь лет. Также в конкурсе фигурирует многим полюбившийся «Дикий робот» и очень смешной пластилиновый «Уоллес и Громит: Самая дикая месть».
Падение империи
Профессия года — военный фотокорреспондент
«Гражданская война» — картина Алекса Гарленда, одного из самых значимых современных режиссеров в жанре научной фантастики. Это роуд-трип именитой военной фотокорреспондентки через раздираемую конфликтом Америку. Ее цель — взять интервью у президента в Белом доме. На своем пути она сталкивается с боевыми группами обеих сторон, попадает под обстрелы, но неуклонно движется к главной задаче — запечатлеть и показать миру реальные события. Фильм посвящен не столько самой войне или политике, сколько этическим дилеммам военной журналистики с впечатляющими декорациями и документальной манерой съемки. Особо выделяется одна из самых ужасающих сцен года с участием Джесси Племонса, который в этом году также блеснул в прекрасном абсурдистском альманахе Йоргоса Лантимоса «Виды доброты».
Kneecap
Бунтарский дух года
Дерзкое откровение года, рассказывающее вымышленную историю становления реальной ирландскоязычной рэп-группы Kneecap. Не просто музыкальная биография, а мощный политический манифест, уморительная комедия и пьянящая история о борьбе за свободу. В центре сюжета — два наркоторговца из Западного Белфаста, пишущие стихи на почти исчезнувшем ирландском языке. Их судьба меняется благодаря встрече с преподавателем музыки, который умело накладывает их сырые строки на биты. На фоне их восхождения на музыкальный олимп разворачиваются социальные и политические конфликты: борьба за сохранение ирландского языка сталкивается с попытками его запрета, а улицы Белфаста раздираются между полицейскими рейдами и действиями республиканцев. Отличное кино о том, как использование родного языка становится актом высочайшей свободы.
Тельма
Комедия года
Когда старушке Тельме звонит незнакомец, представившись ее внуком, она, не раздумывая, переводит деньги, о которых он просит. Обман быстро раскрывается, но вместо отчаяния Тельма решает действовать: угоняет скутер у приятеля из дома престарелых и отправляется в головокружительное приключение по Лос-Анджелесу, чтобы вернуть свои кровно заработанные и наказать мошенников. «Тельма» — это уморительная история о женщине, которая находит в себе смелость противостоять обстоятельствам, а также трогательная драма о поиске независимости в любом возрасте. Главная роль в фильме стала первой в карьере 94-летней Джун Скуибб, воплотившей родную бабушку режиссера. Обязательно покажите этот теплый фильм и своей бабуле.
Также советуем обратить внимание на другие комедии этого года: «Шоу субботним вечером», «Красотки в бегах», «Младший брат» и «Моя старая задница».
Анора
Историческое событие года
Молодая девушка с узбекским именем Анора (но не смейте так обращаться к Эни) работает стриптизершей в клубе, где знакомится с Иваном, сыном русского олигарха. Чувствуя себя настоящей Золушкой, девушка соглашается провести неделю с Ваней, а затем и на его импульсивное предложение женитьбы. Но сказка длится недолго: о браке пронюхивают российские журналисты, обвиняя влиятельную семью в связи «с проституткой». Богатые родители нанимают двух армян и одного Юру Борисова, чтобы те положили конец союзу главных героев. Шон Бэйкер выбрал темой своих работ судьбы маргиналов, но никогда не прибегал к драматизму или осуждению, а создавал нежные, вдохновляющие картины о месте маленького человека в мире, дружбе и любви. «Анора» — один из лучших примеров его стиля, который помог зажечься звезде Майки Мэдисон, а также стал историческим событием для отечественного кинематографа: Юра Борисов получил номинацию на «Золотой глобус», став первым российским актером в истории, удостоившимся этой чести.