В нынешнем наградном сезоне выявился лидер. Фильм «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса получил по 10 номинаций на Оскар вместе с «Ромой» Альфонса Куарона, а на BAFTA и вовсе все единоличные 12. Что изменилось, раз академики обратили внимание на ленту грека, чьи предыдущие картины оставались почти незамеченными на этих премиях? И главное, стоит ли смотреть «Фаворитку», если вам не понравились ни «Лобстер», ни «Убийство священного оленя»? Объясняем, почему стоит.
Лантимос известен в первую очередь как абсурдист от кино. Кто-то даже может назвать его фильмы странными. И первое, что бросается в глаза в случае с «Фавориткой», новый фильм - самый традиционный в карьере грека. Тут нужно понимать, что Лантимос впервые работает на чужом материале. Сценарий «Фаворитки» написали Дебора Дэвис и Тони МакНамара. Его первая версия была готова аж 20 лет назад, но тогда продюсеры не нашли бюджет под реализацию.
Сценарий хоть и оригинальный, но основан на подлинных исторических персонажах: герцогиня Мальборо и баронесса Машэм действительно соперничали за расположение королевы Анны Стюарт. Дэвис в своей работе основывалась на множестве исторических источников: от писем каждой из упомянутой троицы до мемуаров Сары Мальборо, в которых та описывала, как была вытеснена из королевского двора Эбигейл Машэм. Так что «Фаворитку» при желании можно рассматривать даже как урок истории, хотя у знатоков той эпохи наверняка будет отличное мнение.
С такой спецификой материала Лантимос сталкивается впервые. На недавнем режиссерском круглом столе The Hollywood Reporter он признавался, что после того, как стал делать фильмы в британской студийной системе при всех ее плюсах, он также получил и художественные ограничения, которые учится обходить. Кажется, исторический жанр со всей своей фактурой предполагает еще большие ограничения, которые ведут к творческим изменениям режиссерского стиля.
Не совру, если скажу, что «Фаворитка» кажется проще в зрительском понимании, чем предыдущие ленты грека. Не то чтобы «Лобстер» или «Убийство священного оленя» были самыми глубокими фильмами на свете, но все же их философский и социальный подтекст нужно было расшифровывать. Политическая же повестка «Фаворитки», как говорится, на поверхности.
Прежние фильмы Лантимоса тоже можно рассматривать с позиций духа времени, но, кажется, они были все-таки о человеческом естестве. «Фаворитка» же сверх-актуальна и призвана на волне пересмотра вопроса о равноправии полов в индустрии закрепить сильный женский характер в кино. Что показательно, во многом из-за сцен лесбийского содержания и недостатка крепких мужских персонажей изначально продюсеры не могли найти бюджет на фильм. Десятилетием позже этот нюанс сценария стал лишь плюсом.
Прелесть героинь «Фаворитки» не столько в том, что они умнее, хитрее, сильнее всех мужчин в кадре, а в том, что они настолько свободны, что могут позволить быть антипатичными: они способны кошмарить и друг друга, и целую страну. Такие противоречивые персонажи становятся настоящим раздольем для актрис, которые в кои веки, уж простите за красное словцо, у Лантимоса играют, а не механически безэмоционально обмениваются репликами, что было характерной чертой предыдущих фильмов режиссера. Как результат: Кубок Вольпи для Оливии Колман в Венеции и сразу три актерские номинации на «Оскар». В идеале всех трех артисток стоило бы номинировать за главную роль.
При этом поклонники прежнего Лантимоса и тут найдут узнаваемые черты его почерка, взять хоть тот же цинизм, разлитый в воздухе его картин. С привычной актерской игрой более доступным становится и юмор, который на самом деле у грека присутствовал всегда, но был прикрыт непроницаемыми масками героев. Пресловутая странность же фильмов Лантимоса, заключенная в отображении человеческих отношений, в «Фаворитке» кочует в визуальную часть. Не работавший с греком прежде ирландский оператор Робби Райан вовсю использует нижние ракурсы, широкоугольные линзы, рапиды, что выглядит крайне нетривиально для исторической картины, а вкупе с декорациями и костюмами делает «Фаворитку» самым художественно богатым фильмом Лантимоса. После премьеры фильма на Венецианском кинофестивале в критической среде бытовало мнение, что со всеми своими отличиями «Фаворитка» станет проходным пунктом или лирическим отступлением в фильмографии режиссера. Внимание к картине в наградной сезон говорит об обратном. Принимая во внимание, что когда-то грек перебрался в Лондон и начал снимать фильмы на английском, бюджеты его картин неизменно растут, а в прессе муссируются новости о его участии в сериальных проектах, кажется, что «Фаворитка» - это просто очередной шаг Лантимоса на пути к широкому зрителю.