Из неуютных казенных кабинетов с кипятильником они переехали в просторные лофты с кофеварками и электронными панелями. Не отстают и бандиты, которых они ловят — теперь сеттингом незаконных деяний стало цифровое пространство на тёмной стороне Интернета. Драматический триллер с оригинальным сюжетом о таких е-преступлениях выходит на платформе Окко.
На первую серию «Оффлайна» стоит обратить внимание и разработчикам софта — даркнетчики в сериале настолько гениальны, что изобрели приложение для покупки наркотиков BeHappy. Программа невидима на устройстве, а активируется произнесённой голосом фразой: «I wanna be happy». Поэтому-то ни технические, ни аналитические умы ФСБ даже близко не могут подобраться к огромной машине продажи и покупки наркотиков. Но тут появляется не сильно обеспокоенный оригинальностью ника Анонимус, который подкидывает стражам закона подсказки для рассекречивания BeHappy. Заходит он в игру неожиданно и «с козырей» — сообщив об убийстве кладмена, как называют закладчиков этой наркосети. Следующим его подарком становится список пользователей, причём не только их настоящие имена и фамилии, но и точный адрес по прописке. В основном это молодежь — как потребители, так и реализаторы одурманивающих веществ.
Однако называть Анонимуса благородным мстителем рано, что понимают и следователи. Неизвестный явно причастен к убийству и действует в своих интересах. Его цели хорошо ясны разработчикам и владельцам BeHappy Расту (Никита Ефремов) и его другу-помощнику Левису (Никита Кологривый): Анонимус хочет завладеть их шедевральным творением. С подобным нарушением интеллектуальной собственности в суд не пойдешь, а потому ребятам предстоит самим спасать программу.
Злой гений тёмного Интернета Раст в обычном мире — это Александр Белов, невероятно милый гик в очках с красавицей-женой и милой дочкой-первоклашкой. Обе ипостаси героя вводятся в сюжет параллельно: аутло хитро переплетается с семейной идиллией, а от экрана с кодом наркопрограммы Саша отрывается, чтобы поправить дочке бантик.
Феномен Уолтера Уайта добрался и до российского сериала, сделав главным героем — антигероя. Однако в отличии от «Во все тяжкие» создатели «Оффлайна» не показывают процесс и причины перехода на тёмную сторону, а дают нам уже готового волка в овечьей шкуре, которого помещают сразу в «стадо». Белов становится техническим консультантом для поиска самого же себя, т.е создателя приложения BeHappy. Тем самым он не только пытается увести расследование в другую сторону, но и выяснить, кто такой Анонимус.
Популярность антигероев объяснима — зрителю нравится реалистичность и глубина таких образов. Чаще всего они харизматичны, обаятельны внешне и профессионалы своего дела (компьютерный талант Белова показывают сразу, в первой сцене), а поступки их мотивированы. Никита Ефремов лепит из своего персонажа такого пассивно-агрессивного типа, который пугается открытых угроз, а потом мстит тайно и как-то мелко, например, отключает электричество. Не найдя выхода своей агрессии, Белов становится Растом и доказывает миру свою феноменальность через создание криминальной сети. Могущественный в Даркнете, на свету он безволен и молчалив. Чем и пользуются его новые коллеги — майор Никонов (Денис Шведов) и капитан Листьева (Полина Максимова).
Майор Никонов без обиняков заявляет, что туп в высоких технологиях и работать привык по старинке — кулаками. Исполняющий его актёр Денис Шведов твёрдо выдерживает своё амплуа из предыдущих сериалов про ментов и бандитов: отчаянно ругается, дерется с негодяями, а по утрам демонстрирует свои татуировки красоткам в розовых стрингах. А вот актриса Полина Максимова продолжает разрабатывать типаж несколько брутальных и дерзких девиц, какой была её героиня в фильме «Без меня» (снятом тоже Кириллом Плетнёвым). Хотя капитан Листьева в её исполнении ещё не такая стальная, как Стелла Гибсон из сериала-триллера «Крах», но уже вместо горьких слёз по потерянной любви она зло и громко хлопает дверью. И даже Джиллиан Андерсон позавидовала бы такой изысканной скарификации персонажа.
Кирилл Плетнёв впервые взялся за сериал после шести полнометражных фильмов, которые были высоко оценены критиками и имели коммерческий успех. Опыт «большого экрана» ощутим в «Оффлайне» — режиссёр даёт персонажам развитие и не экономит время для лирических отступлений, необходимых для создания атмосферности. Сохраняя приоритетность действия, что самое важное в сериале, Кирилл заботится о визуале, доверив его Егору Кочубею. Этот оператор-постановщик впечатлил критиков ещё студенческими работами, а теперь, набравшись опыта, с удовольствием уходит от сериальных лекал. Его камера всегда живая и двигается вместе с эмоциями персонажей. Хотя можно пожаловаться на перебор кадров с «упавшей за персонажем камерой» — как и анекдот, этот приём интересен лишь один раз.
Любит Кирилл Плетнёв дорогие картинки. В «Оффлайне» техника самая современная, одежда персонажей простая, но из хороших материалов, а интерьеры и экстерьеры можно спутать с европейскими, если бы не русские буквы да случайный российский триколор. Все герои, даже сотрудники полиции, живут в больших квартирах, а простой майор ездит на довольно свежем седане бизнес-класса и зарплата в 300 тысяч рублей кажется ему смешной.
Антигерой в главной роли — явление трендовое на зарубежном экране, однако в российские ТВ-шоу заходит пока неуверенно, боясь спугнуть десятилетиями складывающуюся гуманистическую традицию советского кино. Но именно из-за этого культурного сдвига особенно интересно смотреть сериал «Оффлайн», в процессе формируя своё отношение к Расту-Белову. Дуальность образа позволяет ему совершать неожиданные поступки и тем самым двигать сюжет в неожиданном направлении. Есть подозрения, что его двойная игра со следователями Листьевой и Никоновым позволит продлить сериал на несколько сезонов, причём с неослабевающей напряженностью истории.
Жаль только, что заглавная песню сериала, которую исполняет новая поп-звезда Ева Поклонская, на английском языке. Приятная мелодия (хоть и очень похожа на титульный трек Cecilia Krull «My Life Is Going On» из сериала «Бумажный дом») могла бы быстро уйти в народ, и после просмотра очередной серии зритель с удовольствием напевал бы ее, занимаясь своими делами.