В октябре 2016 года прошел 7-й Фестиваль норвежского кино, организованный Арт-объединением CoolConnections (петербургской площадкой стал кинотеатр «Аврора»). Программа от самого северного соседа России была, по обыкновению, насыщенной и разнообразной.
Наиболее сильной киноработой среди петербургских показов оказалась «Месть» – полнометражный дебют Хьерсти Стейнсбё, снятый по мотивам романа «Кукла на потолке» Ингвара Амбьёрнсена, автора нашумевших «Белых ниггеров» и тетралогии «Эллинг». Визит дамы, которая именует себя журналисткой, в маленький, уютный городок почти сразу иллюстрируется видом ножа, наполовину вынутого из женской сумки, а ландшафтная идиллия туристического рая обнаруживает, что втайне пронизана брутальной энергией сексуального насилия. История изнасилования двадцатилетней давности, закончившегося психической болезнью и смертью, запускает многосоставную игру возмездия, взрывающего лживую пейзажную тишину и региональную политическую рутину…
Другим интересным пунктом программы стал «Гранд-отель» Арильда Фрёлиха – сочный рассказ о дружбе стареющего писателя, заселяющегося в отель, и десятилетнего сына сотрудницы заведения. Писатель страдает циррозом и алкоголизмом, сын сотрудницы – синдромом Туретта. Первый постоянно употребляет «Столичную» (сказываются русско-норвежские культурные связи), второй с не менее завидной регулярностью произносит слово «Сука!». Из этой феерической дружбы сценаристка-дебютантка Меган Галлагер извлекает весьма умно скроенную историю о гордыне, саморазрушении и отцовстве (правда, с чересчур уж сладкоголосым финалом), а актерский дуэт 47-летнего Атле Антонсена и 10-летнего Хокона Бёмера по-настоящему впечатляет.
Открылся же фестиваль очередным историческим экскурсом от Нильса Гёупа, в далеком 1987 году начавшего карьеру фильмом «Проводник» («Следопыт») о лапландском подростке примерно XII столетия, который, на манер Ивана Сусанина, завел пришлых воинов племени чудь в непроходимые места, где незваные гости благополучно и сгинули. В 1990-м Гёуп снял картину «Хокон Хоконсен» («Битва за остров сокровищ») про столкновение юнги образца 1850 года с пиратами, а в 2008-м – «Восстание в Кёутукейну» о бунте саамских оленеводов против торговцев алкоголем, произошедшем в 1852 году. Новый опус Нильса Гёупа – «Последний король» («Биркебейнеры») – переносит зрителя в XIII век, во времена гражданской войны, которая с новой силой вспыхнула в 1204 году, после смерти короля Хокона III. Одной из главных действующих сил в этом перманентном переделе власти были биркебейнеры (в буквальном переводе с норвежского – «берёзовоногие», или «лапотники») – обедневшие крестьяне, за несколько десятилетий превратившиеся в служилое дворянство благодаря грамотной военной стратегии и поддержке правильных кандидатов на престол. Боевым подвигам биркебейнеров как раз и посвящено свежее творение Гёупа. Правда, костюмной мелодрамы тут гораздо больше, чем культурно-исторической достоверности (в какой-то момент картина вообще становится своеобразным викинг-ремейком известного фильма «Трое мужчин и младенец в люльке»), зато лыжные трюки – выше всяких похвал. Бородатые мужики на лыжах и с боевыми топорами наперевес – зрелище что надо!
Кроме того, на фестивале были представлены: «Магнус» – документальный фильм о Магнусе Карлсене, 16-м чемпионе мира по шахматам (с 2013 года по сей день); «Солан и Людвиг: Сырная гонка» – анимационное кино про опрометчивого селезня, застенчивого ежика и сыроварные приключения в норвежских лесах; «Дриады: Девочки не плачут» – мюзикл о рок-поп-девичестве, где одним из авторов сценария выступил Рэндалл Джансон, сценарист «Дорз», «Маски Зорро» и парочки «Баек из склепа».