21 апреля пресс-центр ТАСС провёл пресс-конференцию, посвященную старту портала «Чапаев».
Образовательный ресурс об истории отечественного кинематографа в историческом контексте создан главным редактором Любовью Аркус и коллективом журнала «Сеанс». Основой послужила энциклопедия в 7-ми томах «Новейшая история отечественного кино». «Чапаев» это образовательные курсы, редкие архивные документы и специальный видео проект – «Свидетели, участники и потомки», в котором все желающие смогут найти уникальные интервью, личные письма, документы и фотографии деятелей киноискусства.
Для наполнения проекта были использованы все основные архивные фонды России – Госфильмофонд России, ВГИК (Кабинет отечественного кино), Музей кино, музей «Мосфильма», музей «Ленфильма», музей Московского художественного академического театра (музей МХАТ) и другие.
Одним из вопросов, поднимаемых на конференции стала проблема финансирования «Чапаева». Так, руководитель и главный редактор проекта «Чапаев» Любовь Аркус выразив благодарность Фонду кино, оказавшему финансовую поддержку, отметила, что проект получил лишь часть обещанных средств. Остальная часть, как планируется, будет предоставлена позже. Однако, по утверждению Аркус, на неё «Чапаев» сможет просуществовать лишь месяц и дальнейшее будущее туманно. «Если финансирование не будет найдено, то этот огромный труд, в который вложены большие усилия разработчиков и авторов, просто пропадет» – заключила главный редактор.
Руководитель Фонда Кино Антон Малышев в свою очередь сказал, что ему «Чапаев» нравится, и Фонд выделил на него 6 млн. рублей. «Что будет дальше – большой вопрос. Но мы будем думать про варианты, которые помогут существовать и «Чапаеву», и «Сеансу», и подобным институциям» – добавил Малышев.
Поддержать Любовь Аркус в ее начинании пришли режиссеры Сергей Соловьев, Авдотья Смирнова, Марина Разбежкина, которые отметили уникальность проекта, его просветительскую ценность и высокий профессионализм.
«Для действующих кинематографистов единственный способ получить профессиональный разбор – это попасть со своей картиной либо на «Кинотавр», либо на «Окно в Европу» в Выборг, и там, после премьеры, с коллегами разобрать уже готовую работу. А любой профессионал нуждается в квалифицированном анализе того, что он сделал, прежде всего, анализе ошибок. Поэтому киноведение и кинокритика – это неотъемлемая часть здорового кинопроцесса. Но для того, чтобы вновь возникла кинокритика, нужно чтобы ей научили. И никто не сделает этого лучше, чем Любовь Аркус и журнал «Сеанс»» – сказала Авдотья Смирнова. Также в пресс конференции приняли участие: директор Государственного центрального музея кино Лариса Солоницына, начальник отдела архивных коммуникаций Российского государственного архива литературы и искусства Наталья Стрижкова, журналист, писатель, главный редактор портала «Такие дела» Валерий Панюшкин и кинокритик Андрей Плахов.