50 лет назад "Экзорцист" сделал, казалось бы, невозможное — стал первым хоррором, получившим номинацию на "Оскар" в категории "Лучший фильм".
Хотя картина не взяла заветную статуэтку, она быстро обрела культовый статус и на протяжении десятилетий вдохновляла молодых кинематографистов.
Экраны полнились не самыми удачными ремейками и переосмыслениями вроде "Изгоняющий дьявола: Начало" или "Экзорцист: Верующий".
Однако самой любопытной работой в этом ряду можно считать турецкого "Дьявола" 1974 года.
Сюжет повествует о 12-летней девочке Гюль из Стамбула, чье увлечение спиритической доской приводит к одержимости. В надежде на спасение мать обращается за помощью к неожиданному человеку.
Критики и зрители разгромили проект, о чем свидетельствуют низкие оценки — 4,5 балла на IMDb и 30% на Rotten Tomatoes.
А ведь от создателя ждали совсем иного уровня.
Метина Эрксана никак нельзя назвать второсортным постановщиком. Он взял "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале, а его "Засушливое лето" сохранили во Всемирном фонде кино Мартина Скорсезе из-за социально-политического значения.
Тем не менее ремейк в его исполнении вышел, мягко говоря, блеклым. Кроме того, что режиссер не придал истории никаких уникальных черт, сюжетную линию посчитали просто нелепой.
Куда интереснее ленты — история ее создания.
Оригинальный "Экзорцист" был запрещен к показу на территории Турции, так что Эрксану пришлось выезжать за границу, чтобы ознакомиться с кино.
Чтобы не попасть под схожие санкции, его версия отошла от религиозной символики, так что вместо священника ритуал очищения проводил археолог.