Ни для кого не секрет, что кинотеатральный прокат в Китае приносит голливудским фильмам довольно весомый процент сборов. По данным The Hollywood Reporter, только в прошлом году американское кино заработало на китайских зрителях 2,6 млрд долларов. Понятно, что никто в индустрии не хочет терять такой ценный источник дохода, поэтому даже самые либеральные и борющиеся за свободу слова игроки рынка подстраиваются под китайское правительство, меняя плакаты фильмов, вычеркивая из них представителей ЛГБТ и носителей неугодных Китаю политических взглядов.
Независимое агентство PEN America решило подробнее разобраться в вопросе такого трепетного отношения голливудских боссов ко второму по величине кинотеатральному рынку в мире. Сегодня в сети был опубликован 94-страничный отчет под названием «Сделано в Голливуде, отцензурировано Пекином». В документе рассказывается, как самые титулованные режиссеры, актеры и студии легко отказываются от своих взглядов ради того, чтобы оказаться на китайском кинорынке.
Так, например, Marvel изменили историю персонажа тибетского происхождения в фильме «Доктор Стрэндж» 2016 года. Дело в том, что Китай и Тибет давно состоят в конфликте и студия Кевина Файги, опасаясь провала в прокате, решила не вступать в возможную конфронтацию с китайским правительством. А в недавнем трейлере продолжения «Лучшего стрелка» с Томом Крузом загадочным образом исчез ранее показанный тайваньский флаг на куртке главного героя. Как вы уже догадались, и с этой территорией у Китая есть противоречия.
Сотрудники PEN утверждают, что на площадки блокбастеров часто приглашают сотрудников китайского правительства, чтобы они давали советы о том, как сделать фильм более приемлемым для проката в своей стране. В Китае не любят сцены с гомосексуальными персонажами (например, из «Богемской рапсодии» для местного проката были вырезаны все сцены с указанием ориентации героя), любые упоминания Тибета, Тайваня, Синьцзяня не в отрицательном контексте (например, из-за этого вся съемочная группа фильмов «7 лет в Тибете» и «Кундун» была на пять лет занесена в черный список и лишена права посещать страну), упоминания призраков и потустороннего (в 2006-м сиквел «Пиратов Карибского моря» не добрался до китайского зрителя именно по этой причине), любое переписывание истории страны, даже фантастическое, а также взгляды, идущие вразрез со взглядами Коммунистической партии Китая.
PEN замечают, что со стороны все эти меры кажутся не такими уж радикальными, но за последние несколько лет китайское правительство упрочило свои властные позиции в Голливуде. Продюсерам гораздо проще отправить в разработку фильм, не касающийся спорных для Китая тем, а не создавать на постпродакшне отдельную версию для страны с такой жесткой цензурой.