Итак, 10 августа вышел на экраны фильм «Валериан и город тысячи планет». Казалось бы, весьма простой приключенческий фильм-комикс, без особой глубины и важного подтекста. Но почему же такой маститый и талантливый режиссёр, как Люк Бессон после трёх лет молчания возвращается именно с этой картиной, а не с чем-то более глубоким? Ответ очень прост — он просто воплощает мечту детства. В России о комиксах «Валериан и Лорелин» до этого года не слышал практически никто, даже на любительских сайтах можно найти всего пару переводов. Но для Европы, особенно для Франции, комиксы о Валериане — настоящая легенда, издававшаяся более 40 лет. Сам Бессон неоднократно признавался, что любил их с детства (первый выпуск появился, когда Люку было восемь лет), и что именно они сильно повлияли на его дальнейшее творчество.
Потому Люк Бессон решил не усложнять, а показать на экране те самые, довольно незатейливые и энергичные французские комиксы, покорившие его поколение. Конечно, мало какой графический роман можно перенести на экран без изменений, примеры можно пересчитать по пальцам: «Хранители» и «300 Спартанцев» Снайдера, «Город грехов» Миллера да ещё буквально пара случаев. Но Бессон сумел сделать главное — донести атмосферу, а заодно и показать огромное количество совершенно каноничных сюжетов и существ.
Что же касается главных героев, то внешне они изменились довольно сильно относительно первоисточника. Это вполне объяснимо, другое время, другая внешность у героев. Вот только хитрый прищур глаз Дейна Дехаана заставляет с трудом верить в его слова, что он простой солдат и всегда выполняет приказы. А оригинальный Валериан был именно таким. И внешность с мужественным лицом и жёсткой челюстью только подчёркивала это.
Лорелин в исполнении Кары Делевинь перестала быть рыжей, перестала много улыбаться, но главное — потеряла свою историю. По крайней мере, в картине о ней не говорится. А ведь она старше Валериана больше, чем на полторы тысячи лет. В одном из первых выпусков комикса он подобрал спасшую его крестьянку из Франции 11 века и переместил в будущее. Кстати, в мультсериале 2007 года (был и такой) этот поступок привёл к тому, что земля исчезла вообще. Но в комиксах всё обошлось, Валериан и Лорелин стали напарниками, а потом и влюбились друг в друга. Как иначе. французы ведь пишут. Именно происхождение Лорелин и объясняло её более своевольный характер. Валериан с детства воспитывался в атмосфере правил и порядка, а она не настолько привязана к этому времени и руководству. Но, видимо, в фильме решили это просто оставить в виде характера и темперамента.
Ещё один важный момент, который был практически основой комиксов, но в экранизации упомянут буквально парой слов — перемещения во времени. Можно услышать, что главные герои являются сотрудниками «пространственно-временной службы», но что именно это значит, не объясняется. А ведь многие выпуски как раз и строились на путешествиях персонажей не только в пространстве, но и во времени. В прошлом и будущем они отлавливают наиболее опасных преступников, которые могут повлиять на историю. Именно на фоне этих перемещений привычка Валериана везде опаздывать выглядит более иронично.
Но все эти упущения вполне объясняются тем, что Бессон не рассказывает предысторию персонажей и не берёт за основу первый выпуск или какие-либо основные флэшбеки. Фильм «Валериан и город тысячи планет» большей частью основан на двух конкретных выпусках комикса, а именно «Империя тысячи планет» и «Посол теней». Что интересно, первый хоть и дал название фильму, но от его сюжета остался в основном только самый большой во вселенной рынок, где можно купить что угодно. В фильме он стал виртуальным, в исходнике был реальным (что вполне логично, выпуски выходили в 1969-70 годах). А вот «Посол теней» перекочевал на экран практически полностью. Начиная с самой планеты, состоящей из огромного количества кораблей, в оригинале правда носившей название Central Point, действие сцена за сценой напоминает знакомые картинки из из комикса.
Конечно, в сюжет добавили большей глубины, драматизма и подтекста с моралью, но, похоже лишь для того, чтобы не делать кино уж слишком детским. А в остальном, достаточно раскрыть книгу (увы, пока не переведённую на русский), и можно увидеть и маленькую зверюшку, копирующую любой проглоченный предмет. И забавную троицу Доган Дагиусов, продающую информацию, и гигантских рыб с медузами-телепатами на головах, и даже злобную расу гедонистов, ищущих только еду и плотские удовольствия. Кстати, персонаж Рианны тоже там фигурирует, правда, перевоплощается он в красавца-мужчину и соблазняет Лорелин, а потом именно она с его помощью маскируется под нелепое толстое существо. Возможно, любовь Люка Бессона к этому комиксу в данном случае сыграет дурную службу, он будто забыл, что за пределами Европы о нём знают мало. Но мечты детства должны исполняться.
Но не только комиксы о Валериане можно заметить в фильме. Буквально с первых же минут (или даже трейлеров и постеров) в глаза бросается сходство картинки и некоторых существ с «Пятым элементом» того же Бессона. А дальше напоминания об этой близости всплывают с завидной регулярностью. Автобус, на котором едут бойцы к рынку, явно напоминает о такси героя Уиллиса. Произнесённое Валерианом слово «мультипаспорт» сразу заставляет вспомнить о «Лилу Даллас», да и концовка со словами о том, что любовь — главная сила вселенной явно отсылают к самому Пятому элементу. Кто знает с какими намерениями, но на одном из постеров к новому фильму авторы в уголке даже разместили имя «Корбен» — именно так звали героя Уиллиса.
С нынешней любовью к созданию киновселенных почти с уверенностью можно говорить, что события этих двух фильмов происходят в одном мире. И это объясняется даже не задумкой «Валериана», а съёмками ещё «Пятого элемента». Тогда над картиной Бессон около полугода работал вместе с Жан-Клодом Мезьером — художником комиксов о Валериане. По словам режиссёра, именно он и предложил Бессону снять фильм по этим комиксам. Но на самом деле, если даже есть какие-то сомнения в правдивости этих слов — можно просто найти обложку комикса под названием The circles of power. Жёлтое летающее такси и герои, стоящие на карнизе — один в один сцены из фильма.
Но даже и это ещё не всё. Нетрудно заметить, что Бессон ссылается не только на себя и на комиксы. Например, инопланетяне с планеты Мюл, их мир и их трагедия заставляют вспомнить «Аватар» Джеймса Кэмерона. И скорее всего это сознательная аналогия. Именно эта картина подтолкнула развитие технологий и задала новые стандарты съёмки, что и позволило Люку Бессону взяться за экранизацию «Валериана», о чём он неоднократно говорил. Сценарий фильма был готов ещё более десяти лет назад, но развития графики не хватало для того, чтобы отразить всю красоту и масштабность мира. «А потом появился «Аватар». И всё стало возможным», — говорит Бессон.
Кроме этого зритель может увидеть явные параллели со «Звёздными войнами» Джорджа Лукаса. Но тут как раз ровно противоположная история. Уже давно известно, что Лукас использовал немало идей из комиксов «Валериан и Лорелин» (другими источниками вдохновения стали несостоявшаяся экранизация «Дюны» от Алехандро Ходоровски, фильмы Акиры Куросавы и многое другое). В одном из переизданий комиксов авторы сделали на последних страницах целую галерею соответствий сцен из комиксов и фильмов из серии «Звёздные войны». Именно поэтому при просмотре фильма Бессона трудно не вспомнить Уотто из «Призрачной угрозы», когда видишь Доган Дагиусов, разве что первый предпочитал летать, а у этих крылья, похоже, для красоты. Корабль очень уж напоминает «Тысячелетний сокол», да и некоторые инопланетяне будто пришли прямиком из фильмов Лукаса. Жан-Клод Мезьер говорил, что при первых просмотрах этих картин был просто разъярён. А потом опубликовал в журнале, издававшем комиксы «Валериан и Лорелин», шарж, в котором герои встречаются в баре с Люком Скайуокером и принцессой Леей.
Ещё можно, конечно, увидеть несколько совсем мелких отсылок к другим фильмам, и каждая из них будто становится небольшим поклоном в сторону авторов. Лорелин в самом начале показывает приветственный жест из «Звёздного пути» — франшизы, ставшей настоящей вехой для всех любителей научной фантастики, а Валериан встречает Джессику Рэббит — героиню фильма, который вывел совмещение мультипликации и живых съёмок на новый уровень популярности. Наверное, есть упоминания и других картин, но нельзя лишать зрителя удовольствия искать их самостоятельно.
Алексей Хромов