Жизнь людей протекает как обычно. До тех пор, пока они не сталкиваются с порождениями сверхъестественной силы — вампирами. Оказывается, они живут среди нас, но чтут законы, написанные десятки лет назад. Вампиры, обосновавшиеся в Смоленске, никого не убивают — за это можно поплатиться (не)жизнью. Да, они питаются кровью, но добывают ее максимально гуманным способом: либо забирая из больницы у доноров, либо сливая литр с представителей маргинальной части социума (желательно подальше от шумных мест).
Беспроблемному существованию вампиров угрожает серьезное происшествие. Недалеко от Смоленска обнаруживают несколько трупов — все они полностью обескровлены. Семья вампиров во главе со Святославом Вернидубовичем (Юрий Стоянов) сильно обеспокоена по этому поводу. На след убийцы пытается выйти Анна Петровна Остроумова (Екатерина Кузнецова) — местный вампир-следователь. Для Смоленска дело довольно громкое, поэтому из столицы в провинцию направляют сотрудника Московского уголовного розыска Ивана (Михаил Гаврилов). Обостряют ситуацию и появившиеся в городе Хранители во главе с Ириной Витальевной (Татьяна Догилева): древний орден следит, чтобы нечисть и люди жили в гармонии и не нарушали непреложные законы.
Авторы сериала «Вампиры средней полосы» попытались поместить сверхъестественных существ в реалии современной России. Попутно постарались обыграть стереотипы о вампирах и высмеять их консервативные подходы. Допустим, молодой вампир Женя (Глеб Калюжный) ведет блог на YouTube, в котором рассказывает о внутренней «кухне» вампиров. «Кто тебе, ряженому, поверит?» — сокрушается дед Слава. От персонажа Стоянова Женя получает лишь упреки в криворукости — в целом по делу, ведь именно из-за него (по первоначальной версии) вампирам и угрожает кара Хранителей. Проходятся создатели сериала и по более тривиальным аспектам: демонстрируют, что между вампирами и людьми не такая уж большая разница (первые и на солнце гуляют, и на работу ходят с 9 до 18).
Зрителей надеются зацепить с первых минут преимущественно юмором. На фоне тех же «Реальных упырей» этот юмор, конечно, проигрывает. Впрочем, если сравнивать с продуктами отечественного производства, сценарная группа «Вампиров средней полосы» как минимум старалась выдать что-то стоящее. Пусть местами и проскальзывают довольно топорные шутки. На бытовые условия существования в сериале акцента нет — видимо, не хотелось ассоциироваться с тем же Тайкой Вайтити, в картине которого на этом основана добрая половина повествования. В первых же эпизодах нам эпизодически раскрывают персонажей вперемешку с детективными злоключениями. Справедливости ради нужно отметить, попытка сделать героев объемными смотрится куда интереснее нелепых юмористических зарисовок в духе скетч-шоу.
Например, Жан Иванович (Артем Ткаченко), старший «сын полка», работающий врачом в местной больнице, некогда лечил французских солдат. Дед Слава обратил того во времена войны с Наполеоном. Единственная женщина в семье, Анна Петровна, стала вампиром, когда пыталась спасти Святослава Вернидубовича в начале 40-х годов. К слову, раненую лихой пулей девушку дед обратил против ее воли (мужик решил — мужик сделал). Увы, обстоятельства самого недавнего «превращения» — пацана в исполнении новоиспеченной сериальной звезды Глеба Калюжного — по первым эпизодам не ясны.
Какие референсы держали создатели «Вампиров средней полосы» в голове, остается только гадать. Но ни атмосферы, ни драйва «Настоящей кровью» или «Штамма» здесь нет и в помине. Неуклюжесть смоленской нечисти превращает их в русскую версию «Семейки Аддамс». Своей мотивацией герои больше походят на трех братьев из мультфильма «Вся правда о медведях»: как и персонажи анимационной ленты, вампиры Смоленска жаждут принятия большинством, но каждый раз что-то идет не по плану. Они вынуждены прибегать к своим способностям, чтобы выпутаться из очередной передряги.
Примечательно, что у каждого героя «Вампиров средней полосы» способности разнятся. Анна Петровна, например, читает мысли, а Жан способен определять группу крови и ее резус на вкус. Из истории их обращения в прошлом и поведения в настоящем неплохо представлены на экране личностные травмы персонажей. Правда, чтобы разглядеть этот небезынтересный слой истории, придется не без труда продираться через тысячу и одно клише — не все из них авторам удалось иронично обыграть.
Отдельная «изюминка» сериала — разговоры о государственности. За первые два эпизода дед Слава несколько раз поминает вождей народа, проводя параллели с бездарностью нынешнего руководства в лице Хранителей. «Что, как реальный вопрос, так сразу в кусты? Сталина на вас или Грозного, а лучше обоих сразу», — возмущается герой Стоянова на игнорирование его вопроса о том, когда в городе дороги залатают. Интересно, как бы такие речи звучали из уст Михаила Ефремова (экс-гражданина Поэта были вынуждены заменить из-за трагического ДТП).
Это не очень выразительная история, которая тем не менее пытается заигрывать и с разноплановостью жанров, и с вариативностью поднимаемых тем. Сериал может прийтись по вкусу жителям глубинки, любящим легкие, незамысловатые истории. Снимали его в том числе и в Смоленске, над которым герои хоть и потешаются, но искреннее любят.