Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «По барам» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
English Русский
favorites

Вдохновлялся Дэвидом Линчем и Софоклом: интервью с режиссером «Заклятия Амелии» Гэбриелом Абрантешем

Вдохновлялся Дэвидом Линчем и Софоклом: интервью с режиссером «Заклятия Амелии» Гэбриелом Абрантешем

15 августа в российский прокат усилиями кинокомпании «Русский Репортаж» выходит нестандартный хоррор «Заклятие Амелии». В преддверии релиза публикуем перевод интервью с автором этой картины Гэбриелом Абрантешем. Его предыдущий полнометражный проект «Диамантино» в 2018 году удостоился награды от прессы на Каннском кинофестивале.

«Заклятие Амелии» сочетает в себе кэмп и ужасы, но вместе с тем опирается на традицию причудливого европейского хоррора.

— «Заклятие Амелии» — мистический фильм ужасов. Я люблю кино во всей его многоликости и во всех его жанрах. Я создавал анимацию, научную фантастику, экспериментальные фильмы. Моя первая полнометражная картина «Диамантино» (снятая вместе с Дэниэлом Шмидтом, 2018) была вдохновлена комедиями 30-х и 40-х годов о восстановлении брака, среди которых «Воспитание Крошки», «Его девушка Пятница» и «Странствия Салливана». Мне хотелось создать хоррор, сделав его, если можно так сказать, в собственной эстетике. Я стремился свести вместе чудной юмор, извращения, шок и политику.

Мать в фильме, Амелия, неустанно гонится за красотой и молодостью, что напоминает монструозность таких мифических нарциссов, как Дориан Грей.

— Я хотел сделать хоррор о семье. Я хотел, чтобы в этом фильме была эпичная семейная чудовищность, присущая «Царю Эдипу» Софокла. Вдохновение я черпал из автобиографических отсылок в «Дракуле» Стокера. То есть в этом фильме я пытался отразить идею, что хоррор в каком-то смысле является зеркалом, обогащающим реальность путем ее искажения.

Одна из главных тем этого фильма заключается в первостепенном табу на сексуальные отношения между единокровными родственниками. Я хотел встроить это табу в страшный миф о поколенческом нарциссизме, в частности показав, сколь самовлюбленными могут быть родители. В данном случае есть мать, чье тщеславие и одержимость красотой столь велики, что ради этого она готова на все, даже на самые ужасные преступления.

Это была ваша первая попытка поработать в жанре ужасов.

— Съемки хоррора стали для меня незабываемым опытом. Мне нравятся устоявшиеся нормы и их ниспровержение, мне нравится пастиш, так что я чувствовал себя в своей тарелке, имея дело с ужасами. Мне всегда было интересно создавать фильмы, которые в той или иной мере сюрреалистичны, ненормальны, содержат фантастические или сновидческие элементы, а также затрагивают темы психосексуальности и социальной трансгрессии. ДНК хоррора включает все эти вещи.

Вдохновлялся Дэвидом Линчем и Софоклом: интервью с режиссером «Заклятия Амелии» Гэбриелом Абрантешем

Европейский дворец — один из ключевых персонажей фильма, его стены напоминают отель «Оверлук», многоквартирный дом «Брэмфорд» или же экспрессионизм «Суспирии».

— Безусловно. «Сияние» — один из моих любимых фильмов. Я впервые его посмотрел, когда находился в маленьком коттедже среди лесов на севере Португалии. Со мной был Шмидт. Для меня это стало одним из самых устрашающих переживаний в жизни. «Кэрри», «Черные кошки в бамбуковых зарослях», «Синий бархат», «Американский психопат», «Звонок», «Проклятие», а также снятые не так давно фильмы Астера, Эггерса и Роберта Митчелла оказали на меня большое влияние.

В моем фильме также есть отсылки к «Суспирии» и «Кроваво-красному». Я писал о разорившейся и утратившей всякое влияние европейской аристократии. В качестве примера можно привести герцогиню Альбу, у которой в гостиной висел портрет ее предка, написанный Гойей. Герцогиня сделала себе массу пластических операций. На картинках из поиска Google она выглядит как заядлая тусовщица. Кроме того, она состояла в отношениях с мужчиной, который намного младше нее. Эта фигура, эта утопавшая в роскоши аристократка, менявшая свое лицо в погоне за вечной молодостью, действительно во многом предопределила смысл этого фильма. В нем переплетаются мои собственные извращения, комедия, сюрреализм, насилие и политика — все это стало почвой для соответствующей стилистики.

Во многих моих фильмах есть кэмп, тогда как в этом фильме я решил придерживаться кэмповой художественной режиссуры с кэмповыми костюмами и первоклассной актерской игрой (например, Амелия и Мануэль), давая таким образом отпор пугающему образу нарциссической и склонной к инцесту аристократии, которая жила в пузыре, изолированная в рамках собственного баснословного богатства. Я хотел запечатлеть потустороннюю, извращенную и жестокую природу этой странной европейской аристократии.

Вы уже работали с Карлоту Котто и Анабелой Морейрой, но с Бриджетт Ланди-Пейн, Ритой Бланку и Албой Баптиштой вы сотрудничали впервые.

— Да, я впервые работал с Бриджетт Ланди-Пейн, Албой Баптиштой и Ритой Бланку. Они все очень талантливы. Я сотрудничаю с Карлоту Котто уже более 10 лет. Как и Анабела Морейра, он также снялся в «Диамантино».

Перевоплощение Анабелы в Амелию, ежедневно требовавшее по пять часов наложения грима, получилось превосходным. Благодаря этой маске Анабела была даже более раскованной, чем обычно. Одной из главных трудностей стало наличие в фильме близнецов. Нам потребовалось дублировать Карлоту при помощи зеленого и разделенного экранов.

Думаю, крупнейшей проблемой, с которой мы столкнулись в ходе работы над фильмом, стала попытка найти баланс между ужасом и юмором. Я люблю юмор, но на съемочной площадке, когда кто-то из актеров издавал смешок или же обыгрывал абсурдность ситуации, это выводило меня из себя. Мы все должны были держать это под контролем, чтобы извращенно-игровая часть фильма не отвлекала от намерения сделать кино, пронизанное ужасом и страхом. Я хотел создать подлинный дискомфорт, изображая отношения Амелии со своими детьми, чтобы это стало эмоциональным ядром фильма.

Вдохновлялся Дэвидом Линчем и Софоклом: интервью с режиссером «Заклятия Амелии» Гэбриелом Абрантешем

Как съемки хоррора отличались от ваших предыдущих фильмов?

— Снимать кино невероятно трудно. Кто-то сказал, что написание сценария подобно постройке прекрасного и величественного дома, который украшается с максимальной любовью, надеждой и ожиданиями. Съемки — нечто совершенно иное. Вы и группа ваших друзей смотрите на один и тот же прекрасный дом, но теперь он целиком охвачен бушующим огнем, а ваша задача состоит в том, чтобы совершать набеги внутрь, пытаясь спасти от пожара все, что только можно. Вот как ощущались эти съемки. Но это все равно было потрясающе. Я впервые настолько погрузился в жанр. Думаю, самым увлекательным была постановка напряженных моментов, джампскейров, погонь и схваток. Это было тяжело. Бриджетт в течение четырех часов подряд пронзительно кричала, словно безумный лось (такую я дал установку). Актеры были изнурены. Но в фильме чувствуется их энергия.

Я сделал этот фильм вместе со своей женой Маргаридой Лукас, которая наряду со мной выступает продюсером и монтажером. У нас не было никакой личной жизни и никаких выходных, но было прекрасно реализовывать этот невероятно трудоемкий, амбициозный и творческий проект вместе, как семья. Маргарида была великолепна. Она прирожденная пессимистка (что компенсирует мой наивный оптимизм) с высокими требованиями по части качества. Она одержима не улаживанием разногласий, а тем, чтобы все работало.

Фильм балансирует на стыке веселья, изощренного юмора, перверсивного содержания и плавной операторской работы.

— Мне нравятся правила. Мы работали с малым бюджетом, что всегда становится большим вызовом. Я многое взял из устава кинокомпании Blumhouse (небольшое количество персонажей, никакой массовки, одна локация, один дом), а затем добавил еще некоторые правила. Я знал, что хочу, чтобы в фильме было планирующее, плавное движение камеры, а также чтобы контраст кэмпа и странности некоторых режиссерских решений ассоциативно рифмовался с «престижной» эстетикой. Думаю, мастером такого подхода является Линч: речь о слиянии кэмповой актерской игры в стиле гонзо, причудливого пастиша на тему Америки, а также суггестивной и поэтичной глянцевой эстетики. Такого же рода динамика присуща «Молчанию ягнят», когда необузданная чрезмерность Ганнибала в исполнении Хопкинса противопоставляется трезвому «престижному» реализму общего стиля фильма.

Оператор-постановщик «Заклятия Амелии» Васко Виана — один из самых талантливых операторов в Португалии. Он и его команда проделали невероятную работу, кадрируя созданный [художницей] Паулой Сабо кэмповый «особняк» так, чтобы он выделялся в этой прекрасной и зловещей атмосфере.

Вдохновлялся Дэвидом Линчем и Софоклом: интервью с режиссером «Заклятия Амелии» Гэбриелом Абрантешем

Трудно ли достичь такого баланса?

— Было нелегко. Во многом мы решали эту задачу во время монтажа. Члены съемочной команды и актерского состава чувствовали некое смутное напряжение, потому что было желание сделать традиционный фильм ужасов, но затем добавить юмористическую и кэмповую грань сценария. Подобное можно найти во многих моих произведениях.

Один из моих любимых фильмов — «Синий бархат». Слияние хоррора, жестокости и шока с игривым, сюрреалистичным и абсурдным кэмпом всегда находит во мне отклик. Такой баланс создает бредовый поп-сюрреализм, который побуждает меня чувствовать одновременно отвращение, радость, адреналин, упоение и юмор.

Думаю, в «Американском психопате» выдержан подобный суггестивный баланс.

В ваших произведениях всегда был юмор, но вы впервые взялись за джампскейры.

— Моей изначальной задумкой был хоррор, который станет основой для извращенных и табуированных семейных отношений. Я быстро определил Эдипа в качестве отправной точки, но по мере того как я разрабатывал эту историю, стало ясно, что создаваемый мною хоррор о материнско-сыновьих отношениях иллюстрирует идеи эгоизма и нарциссизма.

Я также знал, что мне нужен двойной финал, в котором одновременно разворачивались бы параллельные коллизии — психосексуальная проблематика и физически ожесточенная погоня. Показать это я намеревался посредством параллельного монтажа.

Идея двойников очень явно выражена в фильме. Я подумал, что все это может сложиться воедино в кульминации, когда двойники пересекаются друг с другом.

Вдохновлялся Дэвидом Линчем и Софоклом: интервью с режиссером «Заклятия Амелии» Гэбриелом Абрантешем

Вы также сочинили саундтрек.

— Я написал музыку для двух своих короткометражек, но мне впервые довелось работать над большим фильмом. Это было потрясающе. Я хотел поиграть с тематическими идеями и лейтмотивами каждого персонажа. Хотя сами они остаются прежними, я поступательно делал их все более и более уточненными, поскольку чем более узнаваемыми были тематические мелодии, тем более ребяческой становилась партитура. Я многое почерпнул у Пендерецкого, Шо, Вольф, Пярта, Лопатина, Леви, Йоханнссона, Йоранссона, Бобби Крлика, Карпентера, Goblin, Popol Vuh, а также у Морриконе.

Я сочинил все композиции на маленьком синтезаторе Moog, используя большие оркестровые каталоги сэмплов из Spitfire Audio. Меня привлекла смесь саббасового синтезаторного рычания и волнообразных слоев оркестровых диссонансов, но вместе с тем настроение саундтрека несколько раз меняется: от тяжелых синтезаторных гармоничных эмбиентных разгонов до классической кластерной какофонии.

У вас есть какие-нибудь предстоящие проекты, о которых вы хотели бы рассказать? Может быть, вы бы хотели что-то добавить к «Заклятию Амелии»?

— Да, я работаю над черной комедией/триллером о голливудской актрисе, которой осточертел Голливуд. Она хочет «творить добро», поэтому впервые отправляется в Анголу, откуда родом ее мать. Однако добрые намерения главной героини быстро терпят крах, поскольку она узнает о заговоре, который переплетен с необычайно сложными политическими и экономическими реалиями Луанды. Семья моей матери из Анголы, а в прошлом я снял в Луанде короткометражку Liberdade («Свобода»). Уже некоторое время я мечтаю реализовать этот проект.

«Мне он очень нравился»: Тарантино назвал любимый советский фильм — фанатеет по нему с детства «Мне он очень нравился»: Тарантино назвал любимый советский фильм — фанатеет по нему с детства Читать дальше 27 января 2025
Больше 1 000 000 людей проголосовали «сердечком»: самый популярный фильм Нолана по версии россиян — вовсе не «Начало» Больше 1 000 000 людей проголосовали «сердечком»: самый популярный фильм Нолана по версии россиян — вовсе не «Начало» Читать дальше 27 января 2025
Юра Борисов сыграет в фильме Эмира Кустурицы «Как я не снял “Преступление и наказание”» Юра Борисов сыграет в фильме Эмира Кустурицы «Как я не снял “Преступление и наказание”» Читать дальше 27 января 2025
В российский прокат выйдет фильм «О, Канада» — доступен трейлер В российский прокат выйдет фильм «О, Канада» — доступен трейлер Читать дальше 27 января 2025
Брэд Питт и Леонардо ДиКаприо определились с новыми проектами Брэд Питт и Леонардо ДиКаприо определились с новыми проектами Читать дальше 27 января 2025
Двойная игра: 10 крутых фильмов и сериалов о близнецах Двойная игра: 10 крутых фильмов и сериалов о близнецах Читать дальше 26 января 2025
От лейтенанта Дребина до инспектора Гаврилова: как развивался жанр полицейской комедии От лейтенанта Дребина до инспектора Гаврилова: как развивался жанр полицейской комедии Читать дальше 24 января 2025
После «Носферату» Роберт Эггерс взялся сразу за два проекта После «Носферату» Роберт Эггерс взялся сразу за два проекта Читать дальше 24 января 2025
Потенциальный хит: критики с энтузиазмом приняли триллер «Компаньон» с Софи Тэтчер Потенциальный хит: критики с энтузиазмом приняли триллер «Компаньон» с Софи Тэтчер Читать дальше 24 января 2025
Юра Борисов в деле: объявлены номинанты на «Оскар» 2025 Юра Борисов в деле: объявлены номинанты на «Оскар» 2025 Читать дальше 23 января 2025
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше