Уже в кино:
«Герой», 3 марта
Фильм прославленного иранского режиссера, лауреата «Оскара» и Гран-при Каннского кинофестиваля Асгара Фархади («Развод Надера и Симин», «Коммивояжер»), специализирующегося на драмах, которые часто начинаются как истории о социальных проблемах, но почти всегда поднимаются до уровня общечеловеческой проблематики. В «Герое» она заявлена в названии — что значить быть героем и можно ли отличить его от злодея? Протагонист фильма Рахим (Амир Джадиди) попал в долговую тюрьму после банкротства своего бизнеса. Выйдя на свободу на несколько дней, он, а точнее, его возлюбленная, обнаруживает сумку с семнадцатью золотыми монетами. Ими герой мог бы оплатить большую часть своего долга, но он решает все же вернуть сумку владельцу. Новость об этом сразу же разлетается по округе. Но что стоит за этим решением, и такой ли уж Рахим герой, каким хочет казаться?
«История моей жены», 3 марта
Еще один фильм с прошлогоднего Каннского смотра, добравшийся наконец до России. Изящная драма венгерской постановщицы Ильдико Эньеди, получившей в свое время там же в Каннах «Золотую камеру» за лучший дебют с лентой «Мой ХХ век», рассказывает историю морского капитана Якоба Штэрра (Гийс Нейбр), страдающего от уныния, что приводит его к заключению нелепого пари: жениться на первой же девушке, вошедшей в кафе. К счастью для него, ею оказывается очаровательная француженка Лиззи (Леа Сейду). Но к несчастью, у Лиззи загадочное прошлое и толпа поклонников, среди которых и герой Луи Гарреля. В общем, Якоб сменяет уныние на тревогу и подозрительность. Замечательная драма.
«Эта безумная любовь», 5 марта
Еще один французский фильм, коих в подборке будет много. В нем восходящая звезда французского кино — Виржини Эфира («Счастливо оставаться», «Искушение») — и Ромен Дюрис («Пена дней») сыграли безумно влюбленных друг в друга Камиллу и Жоржа, чьим чувствам не становятся помехой ни быт, ни ребенок, ни каждодневные заботы. Только эксцентричные выходки Камиллы становятся все более эксцентричными, а ее связь с реальностью – все тоньше.
Грядущие премьеры:
«Утраченные иллюзии», 17 марта
Экранизация романа Оноре де Бальзака — одного из самых знаменитых во всем цикле «Человеческой комедии». Главный герой — юный поэт Люсьен Шардон (Бенжамен Вуазен) — прибывает в Париж, чтобы стать журналистом, и, сменяя идеалы юности на золотые дублоны зрелости, одну за другой теряет прекраснодушные иллюзии. Обыкновенная история, как сказал бы Гончаров. Классическая постановка с замечательным актерским составом — роли в фильме исполнили Сесиль де Франс, Венсан Лакост, Ксавье Долан и Жерар Депардье.
«Худший человек на свете», 24 марта
Фильм «младшего из Триеров», Йоакима, также показанный в Каннах прошлой весной, снискал любовь критиков, вошел в большинство списков лучших фильмов года, а на приближающейся церемонии вручения «Оскара» будет бороться за приз сразу в двух номинациях — «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший сценарий». А секрет успеха прост: в главной героине фильма — непостоянной и мятущейся Юлии — себя узнает целое поколение зрителей. И отдельно необходимо сказать о замечательной работе Ренаты Реинсве, исполнившей главную роль и снявшейся, к слову, в предыдущем фильме Триера — «Осло, 31-го августа».
«Мания», 24 марта
Психологический триллер об участнице спортивной команды по гребле, фанатично преданной идее победить во что бы то ни стало, явно играет на территории «Одержимости» Дэмьена Шазелла («Ла-Ла Лэнд»). Объединяет фильмы и победа на локальных фестивалях американского независимого кино — режиссер фильма Лорен Хэдэвей и исполнительница главной роли Изабель Фурман на фестивале «Трайбека» получили призы за лучший игровой фильм и за лучшую женскую роль, соответственно.
«Ампир V», 31 марта
Еще одна попытка экранизации произведений Виктора Пелевина Виктором Гинзбургом, снявшим в 2010 году «Generation П». На этот раз Гинзбург взялся за роман «Empire V», главный герой которого Роман Шторкин (Павел Табаков) оборачивается вампиром и узнает, что именно эта бледноликая раса высасывает из людей всю радость, чтобы жить и править ими вечно. Разумеется, это все метафоры. Масштабная постановка со звездным актерским составом, которая может показаться как никогда актуальной.
«Сядь за руль моей машины», 31 марта
Еще один всеобщий фаворит прошлого года, также показанный в Каннах. Медленная драма Рюсукэ Хамагути по мотивам рассказа Харуки Мураками о театральном режиссере Юсукэ (Хидэтоси Нисидзима), которого пригласили поставить чеховского «Дядю Ваню» и против его воли прикрепили к нему водительницу — юную Мисаки (Токо Миура). Оба переживают о своих потерях — Юсукэ тоскует по любимой жене и вспоминает об их сложных отношениях, Мисаки скорбит о своих родных, погибших в горах. Элегичное и очень актуальное бадди-муви о том, как можно научиться жить заново день за днем. Фильм, к слову, попал сразу в четыре номинации на предстоящем «Оскаре».
«Этот новый мир», 31 марта
Шестой фильм Луи Гарреля как режиссера, имеющего привычку мастерить по одному симпатичному и уютному фильму каждые три года. В «Новом мире» Гаррель вместе со своей женой Летицией Кастой изображают супружескую пару, Абеля и Марианну, которых кипучая деятельность их сына по спасению мира от экологической катастрофы заставляет чувствовать себя старыми… как этот самый мир. «Этот новый мир» можно считать частью дилогии, вместе с прошлым фильмом Гарреля «Честный человек», в котором тот же Абель всячески пытался вернуть Марианну.
«Мегрэ и таинственная девушка», 31 марта
Романы французского мастера детектива Жоржа Сименона в прошлом экранизировали такие известные режиссеры, как Жан Ренуар, Жюльен Дювивье, Клод Отан-Лара («любимый» режиссер Трюффо), Клод Шаброль и Жан-Пьер Мельвиль. Самый знаменитый персонаж Сименона – не расстающийся с трубкой и задумчивым видом комиссар Мегрэ – известен, однако, российскому зрителю не по книгам и фильмам, а сериалу с Бруно Кремером в главной роли, выходящему на телевидении в 1990-е и 2000-е. К слову, мудрого детектива в свое время играли Жан Габен, Чарльз Лоутон, Майкл Гэмбон, Роуэн Аткинсон. В новой экранизации роль Мегрэ, расследующего дело прекрасной юной девушки в центре Парижа, исполняет Жерар Депардье.
«Все везде и сразу», 7 апреля
Фильм, открывающий грядущий 29-й кинофестиваль SXSW, снятый Дэном Кваном и Дэниэлом Шайнертом («Человек – швейцарский нож»), и спродюсированный братьями Руссо («Мстители: Финал») и студией A24, ответственной за небольшие, но изобретательные истории («Легенда о Зеленом Рыцаре», обещает быть интересным по крайней мере визуально). А что касается идеи, то в центре сюжета – обычная женщина средних лет Эвелин (Мишель Йео), жизнь которой не вызывает интереса даже у нее самой. Однако после того, как ей открывается, что существует мультивселенная, полная других и самых разных версий ее самой, жизнь Эвелин меняется — ведь она, как выяснилось, способна на что угодно — драться, петь, играть и даже быть божеством. Звучит как заявка на бойкий сай-фай с человеческим лицом.
«Закат», 14 апреля
Фильм весьма занятного режиссера Мишеля Франко («Новый порядок») о греющем свои белые кости на пляжах Акапулько Ниле (Тим Рот) и Элис Беннетт (Шарлотта Генсбур), отношения которых обостряются на кажущемся безмятежном отдыхе. Впрочем, Франко сообщает действию напряженность, которая все больше раздувается и, кажется, в любой момент лопнет. Зрелище интересное, даже если вам нет дела до аллюзий на «Закат Европы» Шпенглера; берег моря – лучшее место, чтобы его встретить. Участник прошлогоднего Венецианского кинофестиваля.
«Невыносимая тяжесть огромного таланта», 21 апреля
Фильм, в котором Николас Кейдж, наконец, играет самого себя — с убитой неудачными ролями карьерой, финансовыми проблемами и сложными отношениями в семье, но не сломленного и продолжающего верить в то, что сможет сняться у Тарантино. Чтобы заработать «немного» он соглашается провести день рождения мексиканского миллиардера, который оказывается боссом наркокартеля. Перед Кейджем встает вопрос — согласиться ли помочь ФБР собрать на него информацию, исполнив свою, возможно, величайшую роль. Такая завязка не может оставить равнодушным.
«Оторви и выбрось», 21 апреля
Оля (Виктория Короткова) выходит из тюрьмы и первым делом возвращает себе дочку Машу, которая воспитывалась ее мамой Верой Павловной (Анна Михалкова). Все, однако, не так просто. Вера Павловна – личность деспотичная и от Маши отказываться не собирается. Из этой истории могла получиться славненькая тяжелая социальная драма про дремучесть нравов в провинции, но режиссер и сценарист Кирилл Соколов превратил ее в карнавальную, калейдоскопически трясущуюся от постоянных «зумов» комедию с чудаковатыми и сильными женскими персонажами и комично-слабыми мужчинами (Вера Павловна нанимает героя Александра Яценко с повязкой на глазу, чтобы вернуть Машу). Смотреть чрезвычайно интересно.
«Главная роль», 26 мая
Замечательный пример кино о кино. Два самолюбивых актера — Феликс Риверо (Антонио Бандерас) и Иван Торрес (Оскар Мартинес) — ссорятся в самый разгар съемок, и тогда продюсер фильма нанимает нового режиссера, которым становится эксцентричная Лола Куэвас (Пенелопа Крус). Участие и две номинации на прошлогоднем Венецианском кинофестивале.