22 июля неординарному актёру исполняется 65 лет. Дефо обладает тёмной харизмой, отчего и запомнился многим в ролях злодеев. Однако не стоит обделять вниманием его положительных героев, ведь три из четырех номинаций на «Оскар» принесли актёру именно они. Он сыграл более ста ролей и не собирается останавливаться.
Рождённый Уильямом
Уильям — такое имя дали актёру при рождении — был седьмым ребёнком в семье и самым непоседливым. Родители-врачи много работали, поэтому воспитывали мальчика в основном старшие сёстры. Возможно, поэтому Уильям был куда опытней своих сверстников в любовных делах: в старших классах парня выгнали из школы за съёмку порнофильма.
Уильяму не нравилось, когда его называли Билли. Как только смог, он сменил имя на Уиллем.
Уиллем был единственным в семье, кто решил пойти по творческому пути. Остальных интересовали право и медицина.
В 1977 году юный Дефо переезжает в Нью-Йорк, где начинает играть в экспериментальном театре. Именно с этого начинается его актёрская карьера.
Воин добра
В 1986 году выходит фильм Оливера Стоуна о войне во Вьетнаме «Взвод». Роль сержанта Элиаса Гродина приносит актёру известность и первую номинацию на «Оскар».
Здесь Дефо выступает как исключительно положительный персонаж. Несмотря на безжалостный хаос войны, сержанту Гродину удаётся сохранить человечность и добро в сердце. Элиас пытается противостоять офицеру Барнсу — главному злодею фильма. Гродин старается мыслить здраво и желает, чтобы наступил мир. Однако жестокий Барнс пользуется своим положением и делает с вьетнамцами всё, что ему вздумается.
Элиас не в силах терпеть бесчеловечные выходки офицера. Он докладывает обо всём начальству Барнса. Тот же при первом удобном случае стреляет в сержанта, а взводу сообщает, что Элиаса Гродина убили враги.
Сцена, где раненный Элиас в джунглях протягивает руки к небу, становится культовой. И даже попадает на постер к фильму, несмотря на то что Уиллем Дефо играет здесь роль второго плана.
Ангелы и демоны Дефо
В 1988 году, к удивлению самого Дефо, ему предлагают сыграть Иисуса. И он соглашается. Фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» подвергается жесткой критике. Особенно неодобрительно отнеслись к этому религиозные люди, которые посчитали образ Христа в фильме слишком приземлённым и далёким от божественного. Трактовка истории Христа, в которой он размышляет о жизни с Марией Магдалиной, вызвала много споров. Некоторые ортодоксальные католики даже устраивали акции протеста в кинотеатрах.
Критично восприняла фильм и мать актёра, которую крайне удивило, что её сын мог согласиться на такое богохульство.
Уиллем больше не возвращается к подобному амплуа, ведь и на тёмной стороне чувствует себя более чем комфортно: спустя пару лет он сыграет вампира, в 2009 снимется в «Антихристе», а в 2017 обеспечит мимику и голос богу смерти Рюку в фильме «Тетрадь смерти».
Злость начала двухтысячных
Неординарная мимика Дефо и острые черты лица актёра позволяют ему убедительно выглядеть в роли отъявленных негодяев. И этим вовсю пользуются режиссёры в начале второго тысячелетия. В этот период появляются фильмы: «Тень вампира» (2000), «Однажды в Мексике» (2003), «Три икса 2: Новый уровень» (2005).
В 2002 году выходит «Человек-паук», в котором Уиллем Дефо играет Нормана Осборна, ставшего Зелёным Гоблином.
Норман Осборн — богатый солидный человек, который вкладывает деньги в научные разработки корпорации OSCORP. Его сын учится вместе с Питером Паркером, к которому сам Осборн испытывает отцовские чувства и желание помочь. Особенно после того, как у того погибает дядя.
Жизнь Нормана серьёзно меняется, когда он решает опробовать на себе новое изобретение ученых. Вещество превращает его в Зелёного Гоблина. Теперь в одном теле живут две личности: человек и суперзлодей, обладающий сверхсилой.
Оба персонажа Уиллема не лишены обаяния и чувствуют своё превосходство над окружающими. Однако Осборн не желал никому зла — он лишь был слишком самоуверен и тщеславен, что и привело к роковой ошибке. Зелёный Гоблин же чувствует своей обязанностью возглавить человечество, которое он считает лишь стадом.
Все появления Зелёного Гоблина в фильме можно сравнить с ярким шоу: то он рассекает на летающей доске перед толпой на площади, то чувствует себя вершителем судеб и заставляет Человека-паука выбирать между жизнью возлюбленной и группы детишек.
Вершиной мастерства перевоплощения Дефо в этом фильме является сцена, где Норман Осборн впервые разговаривает со своей второй сущностью. Он слышит голос, а в отражении зеркала видит уже не свое выражение лица, а ухмылку Зелёного Гоблина.
Несмотря на то что актёру приходилось быстро переключаться между растерянностью Осборна и злорадством Гоблина и постоянно контролировать своё положение в зеркале, сцену удалось отснять за один дубль. Сам Уиллем остался доволен своей игрой.
«Это было весело», — говорит он.
Любимчик фон Триера
В 2005 году Уиллем Дефо снимается в фильме Ларса фон Триера «Мандерлей», который является продолжением «Догвилля». Роль Дефо небольшая, но для сюжета значительная. Он играет отца главной героини Грейс. Образ отца-прагматика противопоставлен в картине образу дочери-идеалистки.
В 2008 году Дефо сам звонит режиссёру и спрашивает, не найдется ли для него работа.
«Конечно! Если ты не боишься». Так актёр попадает в фильм «Антихрист».
В фильме всего два героя: Он и Она. Между ними скорбь по погибшему ребёнку и попытки забыться. Но за этой историей стоит нечто большее, чем депрессия. «Что если Вселенную создал не Бог, а Дьявол?» — такую идею в самом начале обозначил Ларс.
Уиллем ради этой роли смотрел фильмы Тарковского и изучал психологию. Однако больше всего актёру запомнилось то, что режиссер совсем не давал времени на репетиции: «Актёры входили в комнату, и сразу же включалась камера».
В 2013 и 2014 годах выходят две части «Нимфоманки», где Дефо играет опытного наставника и босса главной героини Джо, которая должна выбивать долги с мужчин.
Уиллем Дефо признаётся, что у него нюх на неоднозначные роли. Ведь именно они всегда притягивали актёра: «Двойственность предполагала отказ от замкнутости, призыв к диалогу. А меня это вдохновляло». Возможно, в этом и секрет удачного сотрудничества Дефо и неординарного режиссёра фон Триера.
Только по любви
Уиллем неоднократно появлялся в романтических фильмах, таких как «Том и Вив» (1994), «Китайский вариант/ Участь женщины» (2001), «Париж, я люблю тебя» (2006), «Виноваты звезды» (2014).
В 2011 году выходит картина Абеля Феррара «4.44 Последний день на Земле», где Дефо исполняет главную роль. Человечество в ожидании конца света из-за мгновенного глобального потепления. Зрелый Сиско — в прошлом наркоман и алкоголик — переживает из-за грядущей катастрофы, а вот его молодая супруга Скай не доверяет СМИ и предпочитает заниматься привычным ей рисованием.
Сиско хочет насладиться последними часами жизни с любимой и устраивает романтический вечер.
В реальной жизни актёр так же романтичен. Своей нынешней жене, актрисе Джаде Колагранде, Уиллем предложил пожениться в день их знакомства. Разница в возрасте 20 лет их совсем не смутила.
Кто тут не главный?
Уиллем Дефо не раз доказывал публике, что и в роли второго плана можно выделиться.
В картине Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт» герой Дефо, мистер Джоплинг, появляется лишь с середины фильма, но его невозможно не заметить: с первых секунд появления в кадре он притягивает внимание своей эксцентричностью и… вышвыривает кота в окно.
Богатая пожилая дама умирает и завещает дорогую картину «Мальчик с яблоком» своему другу, консьержу отеля Густаву. Семья женщины недовольна. Они нанимают Джоплинга, чтобы он разобрался с конкурентами.
Внешний вид Джоплинга карикатурен: черный плащ, короткие брюки, тяжёлые сапоги, золотые кастеты с черепами и прическа ёжиком. Все это делает его похожим на тёмного злого эльфа из сказки. И усиливается холодным скованным выражением лица и механической марширующей походкой.
Благодаря другой роли второго плана — в фильме «Проект «Флорида» — Уиллема номинируют на «Оскар». В картине актер играет менеджера мотеля Бобби.
Работает Бобби много: следит за порядком в мотеле, улаживает конфликты, сам подкрашивает стены и помогает жильцам. Менеджер сопереживает постояльцам, ведь является невольным свидетелем историй их жизни. Однако он не всесилен и не всегда может вмешаться, чтобы изменить жизнь людей к лучшему. И тогда Бобби в раздумьях выходит вечером на балкон, курит и смотрит на стены мотеля, на свет из окон номеров, где живут люди. И у каждого из них есть своя история жизни и свои проблемы.
Между сумасшествием и гениальностью
Уиллем Дефо не ищет легких путей, возможно, поэтому в настоящее время актёр выбирает роли таких персонажей, которых с первого взгляда и не раскусишь. За ними стоит понаблюдать, чтобы распознать истинную сущность и мотивы этих героев.
«Мне нравится такая роль, которая выглядит, как загадка, которая бросает вызов — и мне приходится приложить усилия, чтобы её понять», — говорит Дефо.
В 2019 году Дефо сыграл великого художника в фильме «Ван Гог. На пороге вечности». Актер долго вживался в роль: читал книги, биографии, смотрел картины. Однако всё это пришлось забыть, ведь настоящего Ван Гога он нашел в письмах к брату Тео.
Эта работа изменила и самого Дефо — по его словам, от теперь не может воспринимать мир как раньше. Даже глядя на обычную бутылку с водой, он видит не пластик и этикетку, а палитру различных оттенков. Стоило отучить себя от поспешного поверхностного контакта с миром вокруг и натренировать внимание к игре света, как Уиллем стал замечать то, что не видел раньше.
За роль гениального художника Дефо получил третью номинацию на «Оскар».
В этом же году выходит хоррор с Уиллемом в главной роли. В картине «Маяк» Дефо играет хромого бородатого старика Томаса Уэйка, который постоянно пьет, забывает о том, что говорил, ворчит и воняет. Приятного мало, но молодому Ифраиму приходится находиться с ним круглые сутки, ведь Уэйк — его начальник. Оба существуют вместе на острове с маяком и начинают видеть странные вещи.
Сходить с ума, со злостью затягиваться трубкой, ругаться как матрос и даже испускать газы — всё это Уиллем делает мастерски и убедительно.
В 2020 году Абель Феррара снова решает снять фильм с Уиллемом Дефо в главной роли. На кинофестивале в Берлине впервые показали «Сибирь». Публика неоднозначно восприняла ленту, а некоторые моменты так и остались непонятыми.
Несмотря на то что Сибирь здесь является не конкретным местом, а скорее метафорой холодной пустоши, русские в фильме всё же есть.
Герой Дефо, Клинт, живёт в глуши в полном одиночестве. Люди к нему заходят редко. Одними такими посетителями становятся старушка и её взрослая беременная внучка. По причитаниям бабушки на русском можно догадаться, что Клинт станет отцом для ребёнка.
Однако далее происходящее стремительно разрывается на куски отдельных историй и мыслей, живущих в подсознании героя Дефо. Здесь и встреча со своим двойником, и разговор с мёртвым отцом, и необычные эротические фантазии главного героя, и драка с медведем, и говорящая на иврите рыба.
Безумные потоки сознания Клинта ведут его к самому себе, к себе настоящему.
Когда фильм выйдет в прокат в России, пока неизвестно.
Обычный парень
Уиллем Дефо сыграл много совершенно разных ролей: хороших и плохих парней, мифических существ и реально живущих известных личностей, гениев и сумасшедших, весельчаков и отшельников.
Но какой же Уиллем Дефо в реальной жизни?
«Я обычный парень, ничем не отличающийся от ваших соседей», — скромно отвечает актер.
Марина Пирожникова