С чего стоит начать свой путь человеку, который хочет стать режиссером? Ему нужно идти на какие-то курсы или нужно просто взять, условно, телефон и пойти снимать свой первый фильм. Как ты это видишь?
Многое зависит от социального окружения. Если тебя не окружают люди из киноиндустрии, кто поможет тебе сориентироваться, то лучше идти в киношколу. Сам очень долго не хотел выбирать этот путь. Думал, что и так справлюсь, все знаю. Я ведь прочитал много классных книжек, но теория далеко не главное. В школе ты не столько навыками обрастаешь, сколько важными связями и друзьями. Там продюсер какой-нибудь заметит или преподаватель в нужное время даст ценный совет, наставит, ну или даже подопнут. В итоге ты точно что-то снимешь и получишь важный комментарий. Ты можешь знать все, иметь свое видение, но в плане какого-то фидбэка от людей, получения их, завести знакомых киношкола незаменима. Сейчас поддерживаем тесный контакт, друг друга подтягиваем, стараемся работать вместе. Мы связкой все одной идем, привлекаем друг друга. Но если нет возможности или желания идти учиться, то надо просто что-то снимать. Главное, людей опрашивать, получать честные отзывы и отправлять свои проекты на фестивали. Но киношкола — это очень важно.
Например, человек снял свою первую свою работу короткометражную. Как ты дальше видишь путь начинающего режиссера?
Я бы, допустим, не ждал, что куда-то позовут. Скорее всего, не позовут. Есть награды или нет — неважно. Сейчас выпускается слишком много режиссеров, и конкуренция постоянно растет. Я бы сказал, что нужно писать самому и с этим пробиваться дальше и подаваться на все питчинги. Например, тот же «Ленфильм-дебют», есть еще и варианты помощи от Минкульта и «Фонда кино» для начинающих режиссеров, которой хватит для первого полного метра. Либо нужно использовать знакомства, показывать, что ты уже снял, и проситься куда-то. Возможно, получится снять серию ТВ-сериала. Главное — застрять и остаться там надолго.
Давай перейдем к теме фестивалей. Помогают ли победы на них продвижению карьеры?
Смотря на каких фестивалях победы. На том же FilmFreeway больше десяти тысяч фестов. Очень много тех, которые существуют только в онлайне. Победы сейчас получить не так сложно. Им присылают очень много плохого контента, становится легко выделиться. Просто у меня нет побед на больших фестивалях, как МКФ или «Короче», и я думаю, что победа на каком-нибудь из крупных фестивалей точно почти сразу обеспечит тебя работой. Хотя это чисто мои домыслы. С другой стороны, профиль на IMDb с наградами за коротыши может пригодиться в нужный момент.
А расскажи про свои первые съемки?
«Разгон» — это просто первая сцена, по сути, из всей задуманной короткометражки. У нас просто денег не хватило снять историю целиком. И мы в итоге решили: просто попробуем снять что есть, короткую историю на 5 минут. Я потратил на это около миллиона рублей. Почти все люди работали бесплатно. Деньги ушли на декорации и помещение. С оборудованием нам помогли, и на него тратиться не пришлось. Когда я смонтировал получившийся материал, просто хотел его выложить на YouTube, но в последний момент, скорее даже в шутку, решил отправить его на фестиваль «Короче», и фильм взяли. И я подумал, что, ну, если уж получилось здесь, то надо пробовать и с другими. И в итоге пошло. Мне кажется, она выполнена достаточно интересно, и поэтому ее готовы брать.
Насколько глубоко изначально была придумана эта вселенная, чем удалось показать в «Разгоне»?
Изначально короткометражка была ограничена одной локацией — майнинговой фермой и идеей, что в качестве процессоров используются люди. Сейчас уже сложно об этом говорить, многое смешалось. Я стал дальше писать эту историю, и у меня сейчас есть заявка на сериал из 8 эпизодов.
То есть твой следующий проект, в идеальном мире, — это будет полноценный сериал?
Это, наверное, сейчас действительно главная мечта.
А какие сложности и неожиданные открытия у тебя были на съемках «Разгона»?
К сожалению, мы работали без продюсера. Получилось, что по ходу отсеялось много людей. Задачи были сложные, и нужно было выкладываться на полную силу, а очень часто все заканчивалось лишь обещаниями. В итоге я сам, получается, стал продюсером. Кроме того, пришлось много работать своими руками. Мы с оперпостом Антоном Минеевым и худпостом Златославой Панафидиной засели перед съемками на месяц в снятый рядом с локацией гараж и готовили декорации с реквизитом. Все должны вкладывать душу, только тогда что-то получится хорошее.
Стриминги еще не предлагали купить фильм? Многие сейчас берут короткометражки для своей библиотеки.
Дождусь окончания фестивального года и буду уже думать, куда пристроить фильм. До октября еще точно нет. В открытый доступ нельзя выкладывать, пока идут фестивали.
Как фанат киберпанка, можешь назвать фильмы/сериалы для людей, которые захотели бы познакомиться с жанром?
Лично я считаю, что круче «Бегущего по лезвию» все равно ничего нет. Ну, есть еще аниме «Призрак в доспехах». Есть неочевидный ответ. Мне очень понравился ремейк «Вспомнить все» с Колином Фарреллом. Они очень круто сделали мир там. Он прям смотрится восхитительно. Сейчас я бы скорее рекомендовал не кино или сериалы. Лучше посмотреть в сторону игры Cyberpunk 2077 или серии Deus Ex. В кино сложно добиться таких деталей, как в играх. Самому прочувствовать и понять, как работает этот мир. Ну и всегда можно почитать Уильяма Гибсона
И напоследок — дашь совет начинающим режиссерам?
По своему опыту скажу, что надо стараться сделать что-то необычное. Каждый год выпускается куча «типичных» студенческих фильмов. Обычно это какая-то драма с заезженным сюжетом. И пусть даже эта работа будет исполнена очень талантливо, ей придется конкурировать с сотнями таких же за внимание жюри на фестах.
Ведь потом эти самые фестивали оказываются завалены такими однотипными фильмами. Надо попробовать что-нибудь необычное сделать, выделиться. Мне кажется, «Разгон» и берут многие, потому что он какой-то необычный, может, дерзкий немного. Кучка энтузиастов решила, что сейчас мы возьмем и фантастику сделаем с драками и минимальным бюджетом.