Кинетта
Экспериментальный дебют Лантимоса, поставленный на собственные сбережения. Из-за недостатка средств в картине еще нет его фирменных оптических приемов, но тематически режиссер прокладывает себе будущий творческий путь. «Кинетта» разворачивается в одноименном маленьком городке Греции, который пустует вне курортного сезона. Трое его жителей объединяются, чтобы снять инсценировку убийства из криминальной хроники. Серые тона, безымянные жестокие герои и ручная камера вызывают постоянное чувство тревоги, а грань между любительскими съемками и реальностью размывается все сильнее. Этим фильмом Лантимос предвосхитил другие работы греческой «странной волны», но оценить творение будут способны лишь самые ярые поклонники режиссера.
Альпы
Главная героиня работает медсестрой в госпитале, оказывая там дополнительную услугу. Актерская труппа «Альпы», членом которой она является, предлагает скорбящим семьям сыграть роль их погибших родных, чтобы они могли легче пережить утрату. Так медсестра перенимает привычки скончавшейся девочки-подростка и переезжает в дом ее родителей. Героиня быстро нарушает незримые границы дозволенного, слишком сильно привязываясь к семье. Как и в «Кинетте», Лантимос играет с размытием восприятия реальной жизни девушки и ее альтер эго. Получается сюрреалистичное высказывание о жажде близости, приправленное черным юмором на тему постоянных имитаций оригинала (что можно с иронией перенести на современную любовь студий к франшизам). На момент выхода «Альп» Лантимос уже стал известен в фестивальных кругах и получил награду за лучший сценарий на Венецианском кинофестивале 2011 года.
Убийство священного оленя
После пробы пера, «Кинетты», расставлять картины Лантимоса по степени шедевральности становится непосильной задачей. Все они сохраняют и развивают неподражаемый стиль режиссера. «Убийство священного оленя» принесло Лантимосу еще одну статуэтку за лучший сценарий, теперь уже Каннского кинофестиваля 2017 года. По сюжету, на операционном столе кардиохирурга Стивена умирает пациент. Главный герой решает позаботиться о сыне покойного Мартине: приводит его в семью, дарит подарки, но со временем устает от назойливого подростка и начинает его избегать. Тогда без каких-либо причин младший ребенок Стивена полностью перестает чувствовать свои ноги. Лантимос экранизирует древнегреческую трагедию Еврипида «Ифигения в Авлиде», добавляет в нее тему разрушения семьи незнакомцем из «Альп», замешивает с безумием «Забавных игр» Михаэль Ханеке и приправляет все своим фирменным абсурдом.
Фаворитка
Для многих зрителей именно «Фаворитка» является лучшим фильмом, открывшим им греческого режиссера. Картина стала первой по-настоящему дорогой работой, перекочевав с европейских фестивалей на церемонию «Оскар». «Фаворитка» была номинирована на 10 наград, в том числе и за лучший фильм, уступив «Зеленой книге». Одну статуэтку картина все же получила: домой ее увезла британская звезда Оливия Колман, впервые удостоившаяся награды академии. Она играет тяжелобольную английскую королеву Анну, отдавшую управление страной в руки герцогине Мальборо. Однажды в замок приезжает ее бедная кузина по имени Эбигейл, которая, умело жонглируя окружающими, становится одним из главных лиц королевства, влияющим на политику. Лантимос впервые изменил своей любви к наблюдению за современностью и перешел на историческую костюмированную трагикомедию, свободно интерпретируя исходный материал, а заодно и впервые работая со своей главной музой Эммой Стоун.
Виды доброты
Лантимос в своих картинах постоянно критикует социальную иерархию. «Клык» и «Убийство священного оленя» показывают власть родителей, «Фаворитка» — порочных государственных правителей, «Бедные-несчастные» — ученого «Бога». «Виды доброты» становятся апофеозом этой темы. Альманах из трех историй раскрывает разные типы психологического насилия властной фигуры над жертвой. «Виды доброты» Лантимос написал в соавторстве с Эфтимисом Филиппу — сценаристом его «Клыка», «Альп», «Лобстера» и «Убийства священного оленя». Так что зрители, знакомые с режиссером лишь по его поздним, кассовым работам («Бедные-несчастные» и «Фаворитка»), рискуют по меньшей мере опешить от происходящего. Картину снимали на пустынных улицах в период карантина, пока «Бедные-несчастные» находились в руках монтажера, так что «Виды доброты» стали приятным междусобойчиком между Лантимосом и его любимыми американскими актерами. И даже такая промежуточная работа смогла напугать, рассмешить, а заодно закрепить звездный статус Джесси Племонса, получившего в Венеции награду за лучшую мужскую роль.
Лобстер
Дэвида после расставания с женой отправляют в специальный отель для одиночек. Там у него есть 45 дней, чтобы найти себе романтического партнера, иначе его превратят в животное. Мужчина безуспешно пытается сблизиться с местными женщинами, подстраиваясь под их особенности. Одна из важнейших историй в карьере Лантимоса, ознаменовавшая его переход в англоязычный кинематограф. «Лобстер» совмещает в себе все основные элементы творчества режиссера: социальная изоляция и иерархия, абсурд, бесстрастные диалоги, дискомфорт, черный юмор. В этот раз Лантимос своим сатирическим взглядом смотрит на устройство современного мира, где люди бесконечно одиноки, но при этом вынуждены самозабвенно искать себе пару для выживания в социуме.
Клык
Последняя работа Лантимоса на греческом языке рассказывает о дисфункциональной семье. Родители держат своих трех уже взрослых детей в полной изоляции от внешнего мира, обучая ложным словам и убеждениям. Так, кошки становятся самыми опасными существами, «телефон» означает «соль», а покинуть территорию дома можно только после выпадения клыка. Единственным мостиком в реальность служит девушка, которой отец семейства платит за секс с сыном. Она знакомит их с артефактами из реального мира, чем разрушает закрытое пространство. Тревожная картина, от которой невозможно оторваться. Не смогли и зарубежные критики, сначала вручив «Клыку» награду в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а затем номинировав на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Это стало поворотным моментом в карьере режиссера, прославившим его на весь мир.
Бедные-несчастные
Талантливый хирург обнаруживает тело девушки, покончившей жизнь самоубийством. Ее сердце уже не бьется, в отличие от ее нерожденного ребенка. Срочно реанимировать Эмму Стоун врач не собирается, чтобы не возвращать ее к болезненным воспоминаниям. Так Годвин решается на эксперимент — извлечь мозг малыша и заменить им мозг женщины. После успешной операции героиня получает имя Белла и заново осваивает хождение, речь, свое тело, мир и мужчин. В отличие от других героев Лантимоса, Белла вырывается из изоляции, сбрасывая оковы патриарха. Необремененная социальными установками, она может позволить себе самые невероятные наряды, самое развратное поведение и самый уникальный взгляд на сюрреалистическую красоту, а порой и ужас внешнего мира. Незабываемая фантасмагория и сильнейший феминистский манифест, после которого хочется пересмотреть весь кинематографический путь Лантимоса к нему по второму кругу.