Фестиваль «Темные ночи», который уже много лет проводится в Таллине, начинает свою работу в этом году и пройдет с 11 по 27 ноября. Первым этапом фестиваля станет программа дебютов. В ней будут представлены 13 картин, которые сняли начинающие, но уже подающие надежды таланты кинематографа.
Директор фестиваля Тийна Локк уверена, что успех конкурса дебютантов, который впервые прошел в прошлом году, поможет и в этом году с успехом провести эту программу. Главным критерием отбора жюри фестиваля считает не безупречное исполнение, а новый взгляд на режиссуру, свежие идеи и способность зацепить зрителя. В этом году на конкурс выставлено 13 работ в различных жанрах: от драмы до боевика.
Фильмы:
"Caina" (Каина, Caina) Италия, 2016 Режиссер-сценарист Стефано Аматуччи Фильм - экранизация театральной постановки автора, и театральность в его страстной картине стилистически весьма заметна. Режиссер рассматривает европейский кризис с мигрантами, создавая параллельный мир со своеобразной моральной антиутопией, возникшей в одной из прибрежных итальянских городков, на берег которого каждый день прибивает волнами тысячи трупов беженцев. Местные власти обеспокоены в основном тем, чтобы мертвые тела не мешали туристам и местным жителям, в городе возникает некое бездушное и черствое предприятие по очистке пляжей. Заглавная героиня, абсолютно ничего не чувствующая Каина, активная участница машины по очистке города от смерти, должна за деньги держать берег чистым от тел. У нее возникает моральный конфликт с новым подчиненным-мусульманином, который указывает на антигуманную составляющую этой системы. "Duett" (Дуэт, Duet) Иран, 2016 Режиссер Навид Данеш Иранский режиссер и сценарист Навид Данеш учился у мэтров иранского кино Аббаса Киаростами и Асгара Фарахди. В своей дебютной картине он рассказывает о недоразумениях разведенной пары, которая встречается вновь. У Сепидех и Хамеда новые отношения, но их случайная встреча в книжном магазине спустя много лет после развода, открывает двери для накопившихся чувств обоих, что в свою очередь влияет и на их новых партнеров. У Данеша получается использовать совершенно обычные места для съемок, магазины, конторы, квартиры, стройплощадки для метафорического раскрытия характеров своих персонажей. "Kodu on siin" (Дом здесь, Home is here) Австрия, 2016 Режиссер Тереза Котык Режиссер-сценарист Тереза Котык, которая работала ранее куратором выставок, демонстрирует впечатляющее умение использовать домашнее и городское пространство и личные памятные предметы, такие как фотоальбомы или собранные в лесу перья птиц, для раскрытия характеров персонажей своего дебютного кино. Живущая в Вене дочь иммигранта Ханна однажды находит дорожку в незнакомый господский дом, куда после этого наведывается регулярн и где изучает жизнь владельца, богатого бизнесмена Макса по принадлежащим ему вещам. Зрителю рассказывается история от двух лиц: девочки-подростка, у которой с каждым днем растет желание рассказать о себе, и мужчины, исключившим из своей жизни любые эмоциональные контакты, заменив эмоции материальными ценностями. "Mees binokliga" (Человек с биноклем, Antardrishti) Индия, 2016 Режиссер Рима Дас Режиссер-сценарист вырос в деревушке в северо-восточной Индии и ранее снимал только короткий метр и документальное кино. В центре его первого полногометражного игрового фильма бывший учитель географии, живущий в идиллической сельской местности, он собирает газеты, проводит дни за размышлениями о жизни и старается управлять тем, как живут его дочери и их мужья. Когда сын дарит ему бинокль, он принимается с интересом наблюдать за окружающим и одновременно с этим в нем просыпаются четкие и очень грустные воспоминания. "Paris la Blanche" (Paris La Blanche) Франция, 2016 Режиссер Лидия Терки Жительница Алжира Рекиа в 70 лет намеревается приехать во Францию на поиски своего мужа Ноура. Перед женщиной возникает огромное количество моральных и физических сложностей, чтобы в анонимном порядке найти в большом городе мужа, который приехал сюда 40 лет назад на заработки, но не вернулся обратно, хоть и высылал деньги семье. До этого Терки занималась только документальным кино, но в первом игровом фильме ей удалось рассказать интересную историю о людях, которым хочется сопереживать и хочется узнать, как сложится их дальнейшая судьба. "Prussakas" (Таракан, El fumigador) Чили, 2016 Режиссеры Франциско Эвия и Винко Томичич Гуидо за тридцать, он щуплый интроверт и до сих пор живет с мамой. Гуидо работает среди накачанных мужиков в фирме по выведению тараканов. Неожиданное любовное приключение, которое происходит с ним, действует как порыв свежего ветра, внесшего в его невероятно пассивный образ жизни теплые отношения и эмпатию. Фильм задает вопрос, достаточно ли такого события из внешнего мира, чтобы совершенно изменить внутреннюю жизнь одного отдельно взятого человека. Дуэт режиссеров Франциско Эвия и Винко Томичичу сняли очень убедительную картину с постепенно растущей атмосферой гротеска, за что она была признана лучшей чилийской картиной на последнем кинофестивале в Сантьяго. "Pulmatants" (Свадебный танец, Kasap Havas) Турция, 2016 Режиссер Сигдем Сезгин Автор фильма, который сделал успешную карьеру на телевидении и обладает сильной режиссерской рукой, снял характерную драму о гендерных ролях, отношениях и браке в современной Турции. Старые традиции сталкиваются с новомодными веяниями, в городах дышится посвободнее, но одно пока неизменно: женщинам всегда приходится труднее, чем мужчинам. Лейле за сорок, она вышла за границы возраста, чтобы ее статус незамужней акцептировался обществом, но ей становится еще больнее, когда она влюбляется в Ахмета, который почти на 20 лет ее младше. "Punane kapten" (Красный капитан, Červený kapitán) Чехия, Польша, Словакия, 2016 Режиссер Михал Коллар Коллар, уже имеющий международное признание как продюсер ("Красный паук"), снял в качестве режиссера мощную и смелую криминальную картину с участием известных чешских, словацких и польских актеров, в главной роли - сын члена жюри прошлогоднего PÖFF Ежи Стура Мацей. Действие фильма разворачивается в 1992 году в Чехии, в смутные времена после распада СССР, когда у власти последний год остаются коммунисты. Детектив Рихард Краус не может закрыть глаза на факты, что недавно обнаруженного трупа "заказали" по политическим причинам. Он вступает в опасную игру с неизвестным противником. "Püha rattur" (Святой мотоциклист, Reza a Lenda) Бразилия, 2016 Режиссер Омеро Оливетто На автора явно повлияли фильм категории "В" 1960-х, "Сумасшедший Макс", Роберт Родригес и Алехандро Ходоровский, а также проблемы, связанные с изменением климата. Омеро Оливетто снял захватывающий и стильный драматический боевик, полный психоделии, мистики, религиозных символов и современной поп-музыки. В пустынях Бразилии сталкиваются банда мотоциклистов и местные гангстеры, когда первым удается украсть у них образ Девы Марии, чтобы с его помощью снова вызвать дождь. "Rändur" (Странник, Le Voyageur) Ливан, Франция, 2016 Режиссер Хади Гандур Ранее режиссер снял целую серию документальных фильмов про жизнь американцев, но в своем дебютном игровом кино он обратился к жанрам комедии и драмы и теме взросления взрослого уже человека. Аднан счастливо женат и работает консультантом в мелкой туристической фирме в маленьком ливанском городке. Он умеет расписывать красоты мест, которые предстоит увидеть его клиентам, но сам ни разу не покидал родины. Культурный шок, полученный им в Париже в результате неожиданной поездки, влюбленность в дальнюю родственницу, которая воспитана как француженка и относится к высшим кругам, вызывает в нем глубокий кризис личности. "Sofitška" (Софичка) Россия, 2016 Режиссер Кира Коваленко Выпускница мастерской Александра Сокурова Кира Коваленко сняла фильм по повести Фазиля Искандера. Поэтический дебют рассказывает о милой и наивной абхазской девушке, которой выпало жить в эпоху исторических потрясений: действие начинается незадолго до начала Второй Мировой войны, а заканчивается в 1960-ых. Софичке предстоит найти в себе силы простить родного брата, убившего ее возлюбленного. Уникальный стиль фильма все же отрицает логику времени и пространства, помогая следить за повзрослевшей Софичкой из прошлого и наоборот, смотреть в будущее глазами юной. "Valge kuningas" (Белый король, The White King) Великобритания, 2016 Режиссеры Алекс Хелфрехт, Йорг Титтел Фантастический фильм снят по одноименному роману венгерского писателя Дьёрдя Драгомана, время и место действия которого - антиутопическое общество будущего, где на первом месте стоят сельскохозяйственная и другая тяжелая работа и где не гнушаются насилием над гражданами с целью их дисциплинировать, что похоже на ответную реакцию на наше технологически развитое общество. Это обстоятельство порождает множество моментов узнавания. В картине снялись, что необычно для дебюта, много хороших актеров: Джонатан Прайс, Фиона Шоу, Агнесс Дейн, Грета Скакки, которые рассказывают зрителю трогательную историю семьи диссиденов, действующих, как положено в хорошем кино, в двух плоскостях: как индивиды и как символы свободы воли и других высоких идеалов. "Õrn hingetõmme" (Молчаливое зеркало, Suave el aliento) Колумбия, 2015 Режиссер Августо Сандино Сандино, ранее выступавший продюсером короткометражек, которые показывали на крупнейших кинофестивалях, например на Берлинале и Пусане, снял фильм-портрет одной семьи из Боготы. Исследование поколений превратилось в лирический рассказ без строгой структуры, раскрывающий внутреннюю жизнь героев, их радости, желания свободы и признания, тоску. Сандино демонстрирует великолепное умение создавать поэтические образы в комическом и меланхолическом окружении.