Скоро, 30 ноября, отечественные экраны заблестят новым эпическим блокбастером – «Легенда о Коловрате» производства «Централ Партнершип» и «Киностудии КИТ». Фильм, ловко балансирующий на грани приукрашенной истории и сказочного дуализма, рассказывает о рязанском воеводе Евпатии Коловрате. Именно под его началом дружинники сразились с войском хана Батыя и защитили свои земли, записав в историю имя русского богатыря.
Предводителя монголов сыграл Александр Цой, на образе которого держится приличная доля всей стилистической и драматической ноши. Актер рассказал корреспонденту «Киноафиши» о том, как вживался в роль на фоне хромакея и, о ком думает во время съемок.
С чего началась ваша история «Легенды о Коловрате», как вы попали в проект?
Меня просто нашли на Facebook и пригласили попробоваться на роль. Я тогда был в Екатеринбурге с театром «Школа современной пьесы», так что я специально взял билет пораньше и вылетел. Пробы длились около 5-6 часов в гриме и костюме, нужно было сыграть сцену в шатре, разговор с воеводой Хостоврулом, где он говорит, что надо разворачиваться, мы не выдержим этого, в общем, трусит… И я помню свое ощущение провала, что я очень плохо себя показал – не сделал того, что чувствую. Помню, я просто пришел домой и лег спать, как в детстве, знаете, после того, как поплачешь и сразу засыпаешь. Но, вскоре мне позвонили и сказали: «Саша, ты утвержден, нужно сделать еще пару проб по гриму»,и я не поверил, что это правда! Это было нереальное состояние!
А как проходили съемки? Что запомнилось больше всего?
Съемки проходили в павильоне и на хромакее. Были части декораций, но в целом, все, что зритель увидит 30 ноября, это графика. Мы работали на территории бывшего завода ЗиЛ. Больше всего мне запомнилось партнерство с артистом, который сыграл Коловрата, Ильей Малаковым. Он, когда его героя не было в кадре, умудрялся подлезть под камеру Максима Осадчего [оператор – прим. ред.], чтобы помочь мне чисто партнерски – показать свои глаза и ответить репликами, за что я ему бесконечно благодарен. Ведь все было на зеленом экране, и приходилось играть от того, что есть, поэтому это очень помогало…
На ваш взгляд, какой основной посыл этой картины?
Безусловно, здесь есть мораль – человек, Евпатий Коловрат, который поверил в себя, в то, что он должен и сможет победить. И, спойлер (!), он доходит до своей цели. Он верит в свой народ, в силу своих дружинников… А мой герой, Батый, не просто злодей, он же правнук великого Чингисхана. И самое важное, что он делает – оценивает Коловрата, его талант и его силу, веру. Именно эта оценка есть в фильме: он понимает, что Коловрат такой воин, который не только достоин, но может говорить с ним на равных. Мне кажется, это одна из важных вещей, которая прослеживается в фильме.
А как вы относитесь к такой приукрашенной, немного глянцевой истории с ярким гримом и костюмами?
Это некое фэнтези, это «Легенда о Коловрате», и это важно. Я рад, что в названии оставили слово «легенда», потому что сразу же задан жанр. И он очень правильно сформулирован и подан, потому что там нет претензий на исторически точные вещи. Это все-таки жанровое кино, и я убежден, что оно должно быть для зрителей. И мы же не знаем, какими были монголы, какой была эта Золотая Орда. Есть какие-то источники, но мы не можем быть на 100% уверенны в том, что они выглядели именно так – все грязные и какие-то варвары… Мне нравится, что художники-постановщики, режиссер, продюсеры взяли формат, близкий к фэнтези, и смогли предположить, как это могло быть. А отсюда следует и грим, и костюм, и само существование героев. И некая свобода в интерпретации. Это не претензия на историческое кино, ни в коем случае!
Можно ли сказать, что хан Батый это ваша «большая роль» или есть что-то еще?
Честно, это одна из первых моих главных ролей, хоть и антагониста. Для меня этот фильм очень значим – и по опыту, и по объему материала, который надо было творчески реализовать.
А вообще, в каком кино мечтали бы сняться?
Я бы хотел сыграть в драме, вроде «Дороги перемен» с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет. Я считаю, что это очень крутой фильм, и хотел бы попробовать себя в этом жанре, причем, именно в кино, не театре. Не то, чтобы я смог или готов к этой роли… я просто очень хотел бы сыграть не китайца, не вьетнамца, не монгола, а человека (смеется), у которого есть простая история…
Я знаю, вы пробуете себя и в качестве режиссера, расскажите о своем коротком метре «Лучшее. От первого лица»?
Когда я учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров, естественно, у нас была куча заданий – нужно снимать практически каждый день. Один из моих мастеров, Павел Константинович Финн, предложил снять однокадровое кино, то есть это должна быть такая история, которую снять одним кадром было бы самым крутым решением. И вдруг я вспоминаю, что у меня была идея снять кино, которое начинается с того, что некий парень, снимающий пикаперские видео, встречает девушку. Она очень просто соглашается на то, чтобы он ее снимал за деньги, а она доставляла ему удовольствие. Но постепенно она уводит его в свои грезы, в свои мечты о том, как бы она хотела прожить эту жизнь. И для меня было очень интересно воплотить эту историю, потому что я убежден, что каждая женщина достойна поклона мужчины, и мне хотелось сделать такой поклон, встать на колени перед женщиной. Без вас не было бы нас, мы бы не проживали таких чувств… понимаете?
Сложно поспорить! А когда вы работаете над картиной, в качестве актера или режиссера, какими «золотыми правилами» пользуетесь? Как актеру мне важно понимать, что зритель приходит в театр проживать некую другую жизнь, которую не может себе позволить в реальности. И важно дать ему эту возможность. Я думаю о зрителе и играю, учитывая его. Мне важно, чтобы он шел за мной, проживал со мной, чтобы он с чем-то вышел из театра или кино. А как режиссер я также считаю, что все истории, которые ты придумываешь, рассказываешь, они для зрителя, не для тебя… Я хочу, чтобы мою историю поняли, прожили и что-то вынесли… Иначе зачем что-то создавать?
Беседовала Инна Син
Meta (Facebook и Instagram) признана в России экстремистской организацией.