Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «Последний Ронин» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
favorites
Ваши билеты в личном кабинете

«Я нашла свою внутреннюю Туве»: Интервью с актрисой Альмой Пёвсти

«Я нашла свою внутреннюю Туве»: Интервью с актрисой Альмой Пёвсти

Исполнительница роли Туве Янссен о том, как были придуманы Муми-тролли, кем на самом деле была известная писательница и при чём тут любовь.

В прокат вышел финский байопик режиссёра Зайды Бергрот с лаконичным названием «Туве». Во всём мире это имя у всех ассоциируется в первую очередь с писательницей, которая придумала, написала и нарисовала знаменитых Муми-троллей и их друзей. Но именно эта история, как выясняется при просмотре фильма, режиссёра и исполнительницу главной роли, актрису Альму Пёвсти, не слишком интересует. А интересует, какой многогранной творческой личностью была Туве Янссон, как она вырывалась за форматы привычного и творила в первую очередь свою жизнь. Альма с нескрываемым удовольствием рассказала и о своей любви к Муми-троллям, и оценила живопись Янссон, и даже объяснила, почему фильм о ней нам всем нужен именно в 2021 году.

«Я нашла свою внутреннюю Туве»: Интервью с актрисой Альмой Пёвсти
«Туве»

Когда мы пишем тексты о байопиках, там обязательно будет фраза «Это имя знают во всём мире». И, конечно, это относится к Туве Янссон. Но вот мне выпала возможность спросить у человека, который родился и вырос в Финляндии: на самом ли деле она так уж популярна? На самом ли деле её искусство: книги, рисунки – встроены в ДНК финской культуры?

Я думаю, что она действительно национальная икона во всех смыслах. Ведь Туве Янссон в течение своей жизни делала столько разных вещей. Она, конечно, писатель, автор детских книг, но и книг для взрослых тоже. И все они переведены в том числе и на русский язык. То есть да, тут я могу подтвердить ваши слова, что эта Туве известна во всём мире. Но сейчас, в наши дни, всё больше признания получает Туве-художница. Выставляются её картины, а цены на них растут день ото дня. Так что, я думаю, люди только сейчас открывают для себя все грани творчества Туве, которые были не так известны, как Муми-тролли.

Мне было очень важно услышать этот ответ от вас, поскольку я пыталась понять: если Туве Янссон действительно так знаменита, можно ли что-то новое узнать о ней, посмотрев фильм. Вы, когда готовились к роли, узнали что-то неожиданное, сделали какое-то открытие, которое перевернуло ваше представление о ней?

Я, конечно же, выросла на её книгах. Сначала мне прочитали все её книги вслух, когда я была ребёнком, а потом я уже перечитывала их сама и уже тогда открывала для себя персону Туве Янссон. И вот что я скажу: эти открытия никогда не заканчиваются. Она действительно столько всего создала за свою жизнь, что я до сих пор под впечатлением, я постоянно обнаруживаю что-то новое. Сейчас моё главное открытие о ней – то, что она была очень хорошим другом. Я прочитала её старые письма, которые недавно были собраны и выпущены как книга, – это образец социального интеллекта. А сколько в них юмора! И способов, как сохранить дружескую близость на протяжении всей жизни даже с бывшими любовниками. Кажется, что после расставания они становились ещё ближе, потому что учились быть друзьями, продолжали развивать человеческие отношения. И это далеко не всё, что я узнала о ней. Ведь то, какой Туве была художницей, это поразительно! Она была талантлива, кажется, во всём. А эта её храбрость и способность отстаивать свои взгляды в те традиционалистские времена, когда они, прямо скажем, были совсем непопулярными. Она проживала свою жизнь так, как хотела. Это не может не вдохновлять.

«Я нашла свою внутреннюю Туве»: Интервью с актрисой Альмой Пёвсти
Альма Певсти в фильме «Туве»

Сейчас моё главное открытие о ней – то, что она была очень хорошим другом.

В самом начале фильма, когда отец Туве видит рисунки с изображением Муми-троллей, он говорит ей: «Это не искусство! Ты должна заниматься живописью». И потом, в течение ленты, нам показывают, как Туве рисует свои картины. Я задумалась: а такой ли она хороший художник была на самом деле или её картины стали нравиться людям, когда Туве стала знаменитой писательницей и человеком, который нарисовал Муми-троллей?

Ну и вопрос... Я-то правда считаю её хорошей художницей. Некоторые её картины тронули меня до глубины души, проникли в меня. Но я не искусствовед, конечно (смеётся). И я согласна с теми, кто говорит, что Туве заработала своё признание. Она же действительно жила за счёт своей живописи. Рисовала в оплату аренды, рисовала, чтобы оплатить долги или услуги. Её работы буквально разбросаны по стране. Например, она расплатилась картиной со своим стоматологом, потому что тогда, в послевоенные времена, искусство в принципе ценилось высоко. Но сейчас кто-то случайный может показать рисунок, который висит у него в доме, а это окажется работой Туве и будет стоить целое состояние. Я соглашусь: сейчас Туве Янссон – это бренд, которым она не являлась раньше, особенно в те времена, которые мы показываем в фильме. Тогда она боролась за выживание, можно даже так сказать. А что касается её отца, он – олицетворение того, что её воспитало. Искусство считалось единственно приемлемым, чем ты мог заниматься в этой семье. И когда Туве только родилась, её отец уже решил, что она станет художницей. Но что ей было делать, когда она оказалась способной во многих областях, вобрала в себя несколько талантов? Ведь её мать была известным графическим дизайнером, она создавала образцы ценных бумаг, печатей и марок для финских банков и почтамта, была иллюстратором. И, в общем-то, именно она имела постоянный заработок и поддерживала стабильность семьи Туве. Такое впечатление, что Туве взяла свои таланты у обоих родителей и превратила их в свой собственный, исключительный. Почему превратила? Ну, например, её отец был не только художником, но и скульптором. А Туве сразу заявила, что скульптором не станет, потому что у неё проблемы с трёхмерным видением. Но, глядя на её картины, я думаю, что она хитрила и просто не хотела делать то, чего от неё ожидают. При этом она постоянно училась. Сначала в Хельсинки, потом в Париже, потом в Италии. То есть вы понимаете, насколько серьёзно она относилась к искусству. Хотя она постоянно спорила с популярным искусством. Она говорила, что хочет в каждую свою картину поместить историю. А абстракционизм, который в то время процветал, не предполагал такого подхода, а, значит, не слишком-то удавался Туве. Но она училась в том числе и смотреть на искусство с разных точек зрения, для неё это была своего рода борьба с самой собой ради развития. Когда она закончила цикл книг про Муми-троллей и вернулась к рисованию, она создала настоящие шедевры живописи. Один её автопортрет меня буквально сразил... В общем, вы поняли, я абсолютно восхищена ей и считаю, что Туве чрезвычайно талантливая и художница тоже.

После вашего ответа я уже хочу на выставку её картин больше, чем в музей Муми-троллей. Тем более что картины, которые я увидела в фильме, вполне соответствуют моему вкусу, моему представлению о прекрасном. Это же были копии известных оригиналов?

Да, их сделали специально к съёмкам, но использовали совершенно разные техники при этом. А пока их делали, я брала уроки рисования, чтобы моя рука правильно двигалась в кадре: все крупные планы рисующей руки, которые вы видите в фильме, – это моя рука. Кроме того, с нами работала потрясающий графический дизайнер Сандра, она оформила нам все наброски, которые появляются в фильме, все этикетки, постер – тоже её рук дело. И вот вместе с ней мы сидели подолгу и пытались понять, как правильно показать создание знаменитых рисунков с Муми-троллями, в каком порядке рисовать Снусмумрика, например, со шляпы или с ног. Вот такая детальная работа. Но да, большинство картин были в готовом виде скопированы для фильма, кроме той, которую я рисую в процессе съёмок. Но я даже не буду рассказывать, сколько бюрократических тонкостей стоит за этими копиями, соблюдение авторских прав и всё такое.

«Я нашла свою внутреннюю Туве»: Интервью с актрисой Альмой Пёвсти
Альма Певсти в фильме «Туве»

Я-то правда считаю её хорошей художницей. Некоторые её картины тронули меня до глубины души, проникли в меня.

Понимаю, что вопрос очевидный, но что вы чувствовали, играя Туве Янссон? Конечно, это большая ответственность, но вы сами для себя как решили: вы играли, как вы раньше сказали, бренд «Туве Янссон» или женщину Туве Янссон?

Я, конечно, была вдохновлена женщиной, какой она была до того, как стала брендом, до её популярности. Но, конечно, мы очень много говорили с режиссёром Зайдой Бергрот о том, как бы нам приблизиться к пониманию человека, который стал, действительно, в каком-то роде священной фигурой для всей Финляндии. И тогда София Янссон, племянница Туве, сказала, придав нам уверенности и вдохновения: «У людей всё равно уже составлено своё мнение. Не важно, какое. Так что просто создавайте своё произведение искусства, настолько прекрасное и впечатляющее, насколько вы можете. И забудьте об этой раздутой шумихе вокруг Туве. Просто покажите её жизнь, её человеческие качества правдиво и честно». Для нас это прозвучало как благословение, и мы с удовольствием погрузились в мир Туве именно с этой стороны. Но, это важно, я не пыталась скопировать её поведение. Я, конечно, изучила о ней всё, что было возможно, посмотрела, прочитала... А потом заставила себя забыть всё это, потому что нашла крепкую внутреннюю связь с этим персонажем. Я нашла свою внутреннюю Туве и доверилась, когда она начала выходить из меня перед камерой.

Тем интереснее спросить, была ли какая-то черта её характера или линия, которую вам было особенно важно показать зрителям через свою игру? Какая-то особенность, которая настолько вас впечатлила, что именно её вы играли особенно рьяно.

Мне было важно её существование на контрасте и даже в парадоксе. Нет ведь однозначной правды, как правильно жить. Для меня определяющей стала её глубочайшая страсть, жажда жизни. Она наслаждалась всем, чем занималась. Это можно заметить в мельчайших деталях: как она танцует, как она шутит, как она бесконечно любопытна к людям, стоит ей оказаться в каком-то окружении, какой она внимательный слушатель и одновременно яркий собеседник. Но в то же время у этого наслаждения жизнью была обратная сторона, которую мне показалось важным показать, – жесточайший критик, который сидел у неё в голове. Сконцентрированная, трудолюбивая женщина, которая вроде и занималась «лёгкой работой» – искусством, но была требовательна к каждой мелочи и не позволяла себе расслабиться, пустить своё искусство на самотёк. Именно этот контраст мне было важно показать.

«Я нашла свою внутреннюю Туве»: Интервью с актрисой Альмой Пёвсти
Альма Певсти в фильме «Туве»

Я нашла свою внутреннюю Туве и доверилась, когда она начала выходить из меня перед камерой.

Когда я только прочитала о том, что фильм «Туве» в принципе существует, я подумала, что, наверное, это будет рассказ о том, как она придумала Муми-троллей, как они стали известными и повлияли на её жизнь. Я посмотрела и понимаю, что фильм вообще не о Муми-троллях. Это полноценная человеческая драма. Но вот вы сыграли Туве, вы разгадали эту загадку: как эта женщина, которая прожила довольно сложную, драматичную жизнь, создала такую дивную светлую сказку, которая к тому же нравится не только детям, но и многим взрослым?

Ответ простой: у неё просто был полноценный яркий внутренний мир и богатое, даже безграничное воображение. Она же прожила свою жизнь с карандашом в руке. Истории постоянно «вытекали» из-под него: текст или картинки – не важно. Это просто был её способ выразить жизнь. И в этих случайных картинках можно, на самом деле, прочитать немало о ней самой. Это вот такой вот способ жизни, жизненный нерв. И тут уже только вам решать, мистифицировать его или упрощать, но для меня это означало одно — вот так и живут истинные художники. Искусство просто исходит из них, несмотря ни на что.

Всё, что вы говорите, это признаки любого хорошего байопика. И понятно, что биографические фильмы об известных личностях, какой является Туве Янссон, всегда будут снимать, и они всегда будут востребованы. Но вдруг вы для себя нашли объяснение, почему фильм о Туве решили снять именно сейчас. В чём его актуальность, по-вашему?

Вот уж действительно интересный вопрос. Ведь о Туве, на самом деле, можно сделать сотню фильмов, показать её личность с самых разных сторон. Но я думаю, что в нашем фильме одна из важнейших тем – это её истории любви. Поиск любви, сложности любви, неудачи любви. И над всем этим – смелость Туве в том, чтобы признаться себе в любви к женщине, когда это впервые произошло с ней. Позволить себе эту любовь, которая для неё самой стала удивлением, но со знаком «плюс». Это открытие совершенно новых красок, в которые окрасился её мир, совершенно новое устройство отношений, которое она исследует. И важно, что сама Туве говорила об этих отношениях: она влюбилась не в женщину, а в человека. И вот это именно та актуальность, о которой вы спрашиваете. Это подход, который мы все можем перенять в современном мире и который сейчас куда более понятен и популярен, чем это было в 40-50-е годы XX века в Финляндии. Тогда подобное представление об отношениях не было таким уж очевидным. Это первое. А второе – посмотреть на эти жуткие времена коронавируса и бесконечных бедствий её глазами. Вы вспомните, Туве постоянно насылала на Долину Муми-троллей какие-то катастрофы: комету, потоп, затянувшуюся зиму – всё, что буквально встряхивало их мирное существование. Но потом она описывала, как её герои находили выходы из этих ситуаций, как им хватало духу все это пережить и как они сохраняли способность наслаждаться жизнью, получать удовольствие от каждого момента, каким бы сложным он ни был. И мы понимаем, откуда это у Туве: она пережила Вторую мировую войну, а её отец застал и Первую. Она точно знает, что война делает с людьми, как она их меняет, забирает вот эту радость жизни, и в её работах можно повсюду увидеть следы влияния войны и то, как она с ними боролась. Она была настоящим апологетом Carpe diem, умела ценить каждый день, но понимала, как легко можно всё это счастье отнять у людей. Видела хрупкость мира. И вот именно после работы в фильме «Туве» я наконец смогла это тоже увидеть и понять. Да, мы заперты в своих домах, ничего не работает, всё вокруг плохо, но зацикливаться на этом не стоит. А стоит достать бокалы и выпить вина, отпраздновать жизнь, как мы можем, несмотря на то, что обстоятельства к этому как будто не располагают. Так что наш фильм появился вовремя, я думаю.

«Я нашла свою внутреннюю Туве»: Интервью с актрисой Альмой Пёвсти
Альма Певсти и Криста Косонен в фильме «Туве»

Но я думаю, что в нашем фильме одна из важнейших тем – это её истории любви.

«Крейвен-охотник» вышел в российский прокат: если собрались посмотреть, готовьтесь к нюансам «Крейвен-охотник» вышел в российский прокат: если собрались посмотреть, готовьтесь к нюансам Читать дальше 21 декабря 2024
Киллер становится мишенью для конкурентов в трейлере триллера «Иллюзия контроля» Киллер становится мишенью для конкурентов в трейлере триллера «Иллюзия контроля» Читать дальше 20 декабря 2024
Девушка расследует гибель матери в трейлере хоррора «Заклятие. Новое поколение» Девушка расследует гибель матери в трейлере хоррора «Заклятие. Новое поколение» Читать дальше 20 декабря 2024
Умер актер Александр Пестов: он был дублером самого Боярского, вот где вы могли его видеть Умер актер Александр Пестов: он был дублером самого Боярского, вот где вы могли его видеть Читать дальше 20 декабря 2024
Виктора Добронравова застают врасплох в тизере второго сезона «Инспектора Гаврилова» Виктора Добронравова застают врасплох в тизере второго сезона «Инспектора Гаврилова» Читать дальше 20 декабря 2024
Дэвид Коренсвет дебютирует в роли Человека из стали в трейлере нового «Супермена» Дэвид Коренсвет дебютирует в роли Человека из стали в трейлере нового «Супермена» Читать дальше 19 декабря 2024
Женщина получает в наследство проклятый дом в трейлере хоррора «Астрал. Кошмар в “Спринг Гарден”» Женщина получает в наследство проклятый дом в трейлере хоррора «Астрал. Кошмар в “Спринг Гарден”» Читать дальше 19 декабря 2024
Александр Яценко изготовляет деревянного мальчика в тизере «Буратино» Александр Яценко изготовляет деревянного мальчика в тизере «Буратино» Читать дальше 19 декабря 2024
Режиссер первых фильмов о Гарри Поттере о предстоящем ремейке: «Не знаю, как это можно сделать» Режиссер первых фильмов о Гарри Поттере о предстоящем ремейке: «Не знаю, как это можно сделать» Читать дальше 19 декабря 2024
Дженна Ортега и Пол Радд сталкиваются с мифическим существом в трейлере фильма «Смерть единорога» Дженна Ортега и Пол Радд сталкиваются с мифическим существом в трейлере фильма «Смерть единорога» Читать дальше 19 декабря 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше