«Провокационный», «скандальный» и в то же время «лучший фильм года» – так говорили журналисты, посмотревшие на спец-показе картину Андрея Кончаловского «Рай». А вечером того же дня стало известно, что фильм вошел в шорт-лист кинопремии «Оскар» (номинация – «Лучший фильм на иностранном языке»).
Правда, «Рай» и без американской награды уже собрал довольно много призов, главным из которых является «Серебряный лев» Венецианского фестиваля (за лучшую режиссуру). Что касается российского зрителя, то в наш прокат фильм выйдет 19-го января. Пока же предлагаем читателям Киноафиши небольшое интервью Андрея Кончаловского, которое он дал московским журналистам.
«У нас в кино сейчас счастливая пора»
- Андрей Сергеевич, завершается Год Российского кино. Каким Вы видите наше кино сегодня?
- Знаете, я вообще кино не смотрю (смеется). Не потому что мне лень. Я смотрю фильмы через год-два после их проката. И только те, что прошли испытание временем.
Это не значит, что я не имею представления о том, что творится в нашем кинематографе. Я вижу молодых режиссеров, я с ними встречаюсь, и мне кажется, что у нас счастливая пора.
-?
Во-первых, исчезла тенденция. Которая была в 90-е. Тогда снималось все то, что до этого снимать было нельзя. И поползла череда картин с тем уровнем правды, который можно назвать «чернухой»…
- А что для Вас «чернуха»?
- Дело не в том, есть ли в фильме проститутки или бомжи. Важно, любит ли режиссер своих героев или нет. Если нет – получается чернуха. А если любит, а, значит, эту любовь он в состоянии передать зрителю, то чернуха исчезает…
- Но 90-е давно прошли…
- Да. И потом возникла тенденция делать «как у них», делать «как в Голливуде». А Голливуд не снимает американского кино. Голливуд снимает Продукт, который к Америке имеет очень отдаленное отношение. Настоящая Америка находится где-то в районе Сандэнса, где молодые люди снимают фильмы буквально за гроши. А Продукт – он запаха не имеет, он как клубника – красивая, а вкуса нет. Там даже черви жить не могут.
- А Вы пробовали снимать что-то подобное?
- Да, одно время мне было это интересно. Хотел делать картины, чтобы все смотрели и все любили. Сейчас мне интересно другое. Мне интереснее беседовать с людьми, хотящими смотреть довольно скучные фильмы. Для нормального зрителя то, что мы делаем, это вряд ли съедобно. Тем более, на трех языках: ужас, кошмар. Русский фильм на трех языках…
- Вы думаете, что зритель не придет?
- Зрители, на самом деле, делятся на две категории: которые едят попкорн, и которые не едят. Я делаю фильмы для тех, кто попкорн в кинотеатрах не ест…
-Но вернемся к «счастливой поре» в нашем кино
- Сейчас есть много режиссеров, которые не делают продукт, а пытаются выразить себя. И это не единицы – это уже школа. Что же касается моего «Рая». Приди я с таким сценарием в нормальную студию, мне бы сказали – с ума сошел. Слава Богу, что я сейчас живу в России, где такие безумства могут проходить. Ведь это настоящее безумие – полкартины люди сидят за столом, на крупном плане, и просто говорят – безумие, просто безумие…
«Немцы будут смотреть этот фильм с ужасом»
- Основное место действие «Рая» - немецкий концлагерь. Возможно, не все поверят, что жизнь там была именно такой…
- У нас было довольно много консультантов. А жизнь лагеря… Понимаете, в лагере вообще могло быть всё, что угодно. И кинотеатры, и публичные дома. Это был город со своими правилами, в общем, житейскими. Но при этом человек мог умереть в любую секунду – вот разница между нормальной жизнью и той. Ценность жизни никакая. А когда ценность жизни никакая, то меняется представление о свободе…
- А какими-нибудь документальными источниками Вы пользовались?
- Конечно. Их было очень и очень много. Назову только «Застольные беседы Гитлера», записанные его камердинера. Но готовился к фильму не только я – готовился каждый из актеров. Например, Юля (Юлия Высоцкая) читала книги о русской эмиграции в Париже, о Сопротивлении. Кристиан Клаус изучал быт эсэсовского офицера, его психологию, читал «Благоволительниц» Джонатана Литтелла – книгу о менталитете офицера СС. А вот французский актер был ленив и экзамен он сдавал плохо…
- Как Вы думаете, а как немцы воспримут Ваш фильм? Не боитесь, что после этого Вас не пустят в Германию?
- Ну, что значит боюсь? Бояться, это значит, накрыться подушкой и не вылезать из-под неё? Сначала, может, и не пустят, потом пустят… Но думаю, что немцы будут смотреть «Рай» с ужасом, пугаясь собственной тени. Я говорил с ними, они до сих пор опускают глаза и краснеют. И они научились избегать подобных вопросов. Но это ведь их деды попали в мутную реку нацизма. А внуки не виноваты…
Кстати, интересная деталь: немцы, живущие в Западной части Германии, не хотят играть нацистов. Отказываются. Из Восточной – пожалуйста, из Западной – нет. Почему – не знаю, что-то в психологии. Все мои немецкие актеры из Восточной части.
- Если в нескольких словах, о чем Ваш фильм?
Он неоднозначна, да должен быть неоднозначным. Герой – очень привлекательный молодой человек, в этом-то и ужас. Но зло и сегодня рядится в одежды добра и пытается разрушать человеческие жизни. И оно разрастается само. А чтобы пришло добро, нужно сделать усилие, нужно маленькое чудо. Помимо прочего, мой фильм и об этом…
Вера Алёнушкина
(по материалам пресс-конференции)