86-летний режиссер Роман Полански, снявший легендарного «Пианиста», уже давно мог бы уйти на покой, но его имя то и дело появляется в программе крупных кинофестивалей (или вовсе в чужих проектах о ностальгии по старому Голливуду). Казалось бы, после не самого удачного триллера «Основано на реальных событиях» с Евой Грин постановщику уже нечего сказать, но «Офицер и шпион» убедил всех в обратном. Рассказываем о фильме, получившем Гран-при жюри Венецианского фестиваля. На сам киносмотр режиссер, естественно, не явился — покидая территорию Франции, он всегда оказывается под угрозой экстрадиции в США, где в 1977 году он был обвинен в изнасиловании несовершеннолетней девушки. Дело Полански все еще не забыли, и президент жюри этого года Лукресия Мартель публично отказалась посещать торжественный ужин в честь премьеры картины. Но даже несмотря на это, вторая по значимости награда фестиваля досталась именно ему. В основе сюжета лежит такая же шумная и скандальная история, как и личность самого Полански. Но в отличие от реально совершенного преступления Полански, его герой — Альфред Дрейфус (совсем не типичный Луи Гаррель) — был невиновен. На исходе XIX века французского офицера еврейского происхождения обвинили в шпионаже в пользу Германии и, переломив его шпагу надвое, отправили коротать оставшиеся дни своей жизни в хижине на острове Дьявола под строгим присмотром. В это время подполковник Жорж Пикар (усатый Жан Дюжарден) начинает подозревать, что деяния, в которых был обвинен его бывший студент Альфред Дрейфус, совершил некий майор Эстерхази. Но доказать это вынесшим приговор антисемитам оказывается не так просто.
Малоизвестный факт — книга Роберта Харриса (с которым Полански вместе работал над «Призраком»), легшая в основу сценария, на самом деле была написана изначально ради будущего фильма, о котором постановщик грезил долгие годы. Однако пошагово исполняя давнюю мечту, Полански как будто чересчур зациклился на постижении идеала. Подойдя к работе как истинный отличник, он достиг желаемого результата — «Офицер и шпион» выглядит образцовым сочинением без единой ошибки. Животрепещущая тема, подробное изложение исторических событий и фактов, внятное повествование и соответствие духу эпохи — всего этого у фильма не отнимешь. Но столь академичный подход лишил его эмоций, и только одна сцена дуэли ненадолго вырывает из безжизненной реальности. Спору нет, Полански справился с огромным масштабом поставленной задачи — как и его герой, скрупулезно и дотошно пытающийся утвердить господство правды вопреки настроенному против миру с его политическими интересами и неконтролируемым общественным мнением. Однако сама подача истории о победы истины над прогнившей системой оказалась такой же сдержанной и формальной, как финальный диалог Пикара и Дрейфуса, выстраиваемый по военным правилам, в которых нет места проявлениям чувственности.