Зрители давно заждались новых экранизаций автора «Дозоров» и «Лабиринта отражений». Поэтому, «Черновик» должен стать новой ступенькой к сердцам российского зрителя. У авторов есть все: необычные миры, всегда актуальная тема любви и дружбы, а еще саундтрек, выделяющий экранизации Лукьяненко на фоне других наших фильмов. Обозреватель КиноАфиши встретился с режиссером Сергеем Мокрицким и расспросил его о том, почему так долго пришлось ждать «Черновик» на большом экране, как отбирались миры, вошедшие в фильм и про эпизод, где они вместе с Лукьяненко появляются на экране.
Синопсис: Москвич Кирилл, в одночасье теряет все: работу, друзей, родителей. Его не узнает даже домашний любимец - собака, а из паспорта пропадает прописка. Оказывается, он избран для важнейшей для вселенной миссии – Кирилл должен стать таможенником между мирами и помогать другим людям перемещаться между ними. Герою нужно будет найти себя в этих вновь открывшихся обстоятельствах, попробовать вернуть свою упущенную любовь и узнать, кто и зачем создал столько волшебных, непохожих и удивительных миров.
Сергей Евгеньевич, расскажите с чего все началось?
Моя супруга, Наталья Мокрицкая, будущий продюсер картины, очень любит прозу Сергея Лукьяненко и мы буквально передрались за «Черновик», когда он только попал на прилавки книжных магазинов в далеком 2005 году. Я влюбился в эту историю буквально сразу же, как ко мне в руки попала книга Сергея Васильевича Лукьяненко. И мы решили, что должны попробовать снять по ней фильм.
Почему именно «Черновик» и как долго шла работа над сценарием?
Мы долго выжидали, т.к. права на экранизацию принадлежали другим людям. Была опасность, что у них получится удачный сценарий, но нам повезло. Как только права стали свободными, моя супруга тут же схватилась за них. Мы незамедлительно приступили к сценарию, и писали его в сотрудничестве с Сергеем Лукьяненко. Пригласили ему в помощь целую группу драматургов и у нас набралось много вариантов развития исходного сюжета «Черновика». Выбрав универсальный, мы у каждого взяли лучшее и получили результат, который зрители уже скоро смогут оценить.
В чем была сложность? Зачем было нужно так много авторов?
Потому что «Черновик», это, в первую очередь, фэнтези. У этого жанра нет опорных точек, а нам нужно было создавать целые миры. Ведь каждый человек видит их по-своему. И поэтому из множества придуманных вариантов надо было выбрать те, которые логически оправданы и, главное, визуально возможны в рамках выделенного времени и бюджета. Это была кропотливая работа по поиску оптимального результата, который придал бы интересную форму нашему повествованию.
Ведь раньше, когда снимали фильмы в жанре фэнтези – главным было то, чтобы кино оказалось похоже на всем хорошо известные хиты. А сейчас надо как-то поддержать тот рост в российском кино, который произошел. Быть более самобытными. У нас есть свои матрешки вместо импортных спрутов и узнаваемый Кремль. Кто-то, может сказать, что все это штампы, но это не так.
Собственно, отсюда и матрешки, которых не было в книге. Они и привлекают, и пугают зрителей. Я смотрел по отзывам на трейлер, их активно обсуждали в сети. Такая, казалось бы, обыденная и безобидная вещь, как матрешка, стала главной завлекалочкой проекта, на которую все обратили внимание.
Вот и выходит, что наш фильм получился не разовым и не шаблонным. «Черновик», продолжает добрую традицию проектов, которые нравятся зрителям. Мы очень хотим поддержать этот процесс, чтобы интерес публики не угасал. Наша история - такое самобытное, современное, российское кино, и я бы его поставил в ряд с другими фильмами, которые уже понравились зрителям: «Движение вверх», «Я худею», «Лед».
Авторское кино у нас всегда было мощным и держало свои позиции. Постоянно находились авторы, которые были интересны и у нас, и за границей. А вот со зрительскими картинами у нас был некий провал. И вот сейчас намечается подъем, а «Черновик», как раз часть этого процесса. Это настоящая радость, гордость и счастье - чувствовать себя вовлеченным во все это.
Как вы работали над мирами?
У нас все шло от драматургии. Потому что, по большому счету, фильм не о мирах, а о молодом оболтусе. О том, как он профукал свою любовь и теперь прикладывает титанические усилия, чтобы вернуть ее. Вот об этом наша история. А все, что творится вокруг, это такой рабочий инструмент для привлечения зрителей. Но нам было важно показать, что главное – уметь любить, уделять внимание близким и не забывать даты рождения своих любимых. Наша главная героиня Анна, произносит одну из самых важных фраз «Черновика»: «Ты творишь миры, но меня в них нет». И мне очень ее жалко. Вскоре у нее появляется герой, его играет Евгений Цыганов, и между тремя героями образовывается любовный треугольник. У каждого из них свои страсти и переживания. Мне очень нравится сцена допроса Никитой Волковым Кирилла, персонажа Цыганова. Потому что получается, что перед зрителями, разворачивается настоящая и банальная разборка двух мужиков. Только у нас все это завернуто еще и в фэнтезийную оболочку.
Про актерский состав расскажите поподробнее?
Кастинг получился приятным и трудоемким. Первый, – это когда я еще на стадии написания сценария, уже прекрасно понимал, кто какую роль будет играть. Эти образы получили мои любимые актеры, без которых я уже не могу обойтись – Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Никита Тарасов. Мы раньше не работали с Евгением Ткачуком, но я его видел в театре, мы были знакомы друг с другом. И вот, наконец-таки, у меня появилась для него роль, достойная его таланта. Я никогда до этого не встречался на съемочной площадке с Северией Янушаускайте, но видел ее в кино, и она безумно мне понравилась. Больше никого мы и не пробовали. Я просто познакомился с ней, и я понял, что вот она, передо мной – наш функционал Рената. Была единственная загвоздка, актриса начала в этот момент сниматься у Тома Тыквера в телевизионном проекте «Вавилон-Берлин» и ей приходилось постоянно находиться между Москвой и Берлином.
Второй этап, поиск главных героев, тянулся довольно-таки долго. Но я рад, что нашел Никиту Волкова и Ольгу Боровскую, они совершено нестандартные актеры. И буду счастлив и горд, если этот фильм сделает их востребованными в профессии. Они трудолюбивы, покладисты, умны и полностью отдаются своей работе.
Расскажите, как вы с Сергеем Лукьяненко появились в небольшом эпизоде «Черновика»?
Это все, конечно, было заранее обговорено. Лукьяненко часто приезжал на площадку, когда были, например, интересные декорации и мне хотелось похвастаться всем этим. Он же все-таки отец всего этого мира, мы лишь материализуем его идеи и выдумку. Он каждый раз с интересом откликался и с радостью приезжал. А потом, поскольку нам обоим хотелось, как-то принять участие в «Черновике», мы придумали этот эпизод. Лукьяненко назвал его очень символичным. Все происходит на одной из станций метро, главному герою Косте становится плохо и мы, выносим его из подземелья, тем самым спасая ему жизнь. Лукьяненко долго вынашивал, придумывал и описал в итоге образ главного героя, а потом и я помогал герою обрести себя уже на киноэкране.
А как обстоят дела с продолжением истории, «Чистовиком»?
Хочу сделать «Чистовик», и мы специально так прописали и сняли финал «Черновика», чтобы продолжать историю можно было, начав с чистого листа. И мне нравится сама завязка, всю вселенную, придуманную Лукьяненко, можно выстроить с нуля. А еще узнать и показать зрителям то, как сложились жизни у героев дальше. В «Чистовике», прямо-таки напрашивается использование еще большего количества спецэффектов, и наша команда готова на это. Мы прошли уже некий путь, знаем про свои слабые и сильные стороны. И я бы очень хотел продолжить это путешествие по миру «Черновика». Но сейчас главное, примет или нет зритель нашу историю, мир и героев.
Беседовал Дмитрий Бортников
Открыть для себя новые миры и познакомиться с «новыми» героями Сергея Лукьяненко (Интервью с писателем можно прочитать здесь) в кино уже с 25 мая 2018 года.