Закрытие фестиваля и объявление победителя
Фестиваль в Выборге плавно подошел к своему завершению. За эти шесть дней было показано 11 картин в рамках конкурса игрового кино. Комедия о конце света, якутское кино, самоироничные размышления о человеческой смертности, драмеди о современных российских женщинах, история взросления и многие другие работы, которые получали награды на закрытии фестиваля и брали за душу во время показов. Последним фильмом программы оказалась новая картина Виталия Суслина «Рапана». Любопытно, что в день открытия зрители смотрели «Дело» Алексея Германа-мл. – ленту о борьбе обычного жителя провинциального города против государственной машины. А завершила фестиваль история маленького человека, где на первый план выходят мельчайшие детали, из которых, как правило, и складывается повседневная красота.
Главный приз достался Дмитрию Фальковичу за его противоречивую, но бесспорно любопытную работу «Продление жизни». Рассказ автора о самом себе и метаниях привилегированного человека вызывал немало споров еще во время фестиваля. Кто-то счел фильм лицемерным и актом эгоизма, а другие хвалили Фальковича за остроумие и оригинальность. Тем не менее именно данная лента впечатлила жюри больше остальных. Вызвано ли это интересом к самой личности режиссера или восхищением его способностью демонстрировать хандру богачей одновременно с экзистенциальными вопросами – непонятно, но сложно не согласиться с тем, что «Продление жизни» так или иначе оседает в памяти зрителя.
На какие фильмы еще стоит обратить внимание
Капкан, реж. Галина Уразова
Весьма неожиданной работой конкурса стал практически немой фильм режиссерки-дебютантки, снявшей одно из самых сильных феминистских высказываний за последнее время. Главные герои – муж и жена – живут в маленькой деревне, где рядом нет ни одной живой души. Кроткой Александре приходится терпеть холодную жестокость угрюмого Ивана. Он расставляет капканы для живодеров, а она, в свою очередь, оказалась в своеобразном капкане патриархата. Женщина, жаждущая свободы, решает дать отпор своему мужу и, зарядив ружье, начинает ждать его возвращения.
«Капкан», несмотря на минимум диалогов в сюжете, взял приз за лучший сценарий. Оно и не удивительно – сценаристкам Уразовой и Кудряшовой с помощью нескольких слов и всего за каких-то шестьдесят минут удается сделать невероятно живое кино, где каждый кадр ведет с аудиторией особый диалог. Режиссерка, разрушая ожидания зрителей, резко меняет выбранную траекторию и делает из, казалось бы, вполне себе обычного сюжета о мести поэтическую притчу о расколотой семье.
Асфальтовое солнце, реж. Илья Хотиненко
Помимо основного конкурса, где лауреата выбирают члены жюри, есть так называемый «Выборгский счет». Победитель этого конкурса определяется путем голосования зрителей в специальном приложении фестиваля. Первое место досталось работе Ильи Хотиненко «Асфальтовое солнце» – истории подростка в 1980-х, которому за короткий срок предстоит попрощаться со своим детством. В свои 15 лет Артем сталкивается с предательством отца, сбежавшего в Англию, первыми чувствами и разногласиями со сверстниками. Пытаясь пережить весь навалившийся груз, парень начинает увлекаться катанием на роликовой доске (так в СССР называли скейт) и решает принять участие в предстоящих уличных соревнованиях.
Нетрудно понять, почему зрителям понравился именно фильм Хотиненко. «Асфальтовое солнце» – это довольно простое в своем содержании, но теплое и в каком-то смысле утешительное кино. История Артема, наверняка, будет понятной многим. Кому из нас не приходилось в юном возрасте искать спасение в хобби, чтобы справиться с внезапно свалившимся осознанием того, что мир не идеален, а близкие люди могут тебя оставить? Впрочем, это не отменяет очевидные неровности картины: вопреки тому, что сценаристом является женщина, женские персонажи здесь служат всего лишь функцией для развития героев-мужчин, а неотрефлексированные шутки о «тупых девушках» вызывают в 2021 году разве что нервный смешок.