Первую серию проекта «Самка богомола» видеосервис START показал на «Кинотавре» в рамках деловой внеконкурсной программы. Почему это важно знать? Потому что в Сочи 6 лидирующих платформ привезли 6 своих сериалов, на которые делают особую ставку или которыми особенно гордятся, или которые максимально точно характеризуют настроение и high concept стриминга. START, как уже стало понятно, сделал ставку на многослойные истории с яркими психологическими портретами, за которыми обязательно прячется какая-то криминальная составляющая. «Содержанки», «Хороший человек», «Медиатор», теперь вот стартует «Самка богомола». Судить по первой серии, разумеется, сложно и вредно, но мы возьмём на себя этот риск.
Серийная убийца Жанна Дронова давно отбывает наказание в тюрьме. Когда-то она учинила серию жесточайших расправ над мужчинами, которые незримо для окружающих были педофилами, насильниками и неверными, жестокими мужьями. Что, впрочем, не оправдывает того факта, что Дроновой, которую в прессе прозвали «Самкой богомола», совершать эти зверства нравилось. Психологическая загадка номер один. Но вот внезапно обнаружен труп человека, по которому можно точно заявить: у Самки богомола появился подражатель. За дело берётся амбициозный следователь Софья, для которой это очевидный трамплин для повышения и в звании, и в должности. Правда, муж Софьи хочет котлет вместо поимки убийцы, и это психологическая загадка два. Третья – это сын Дроновой Денис, который думает, что мама умерла, а та из глубин заточения мечтает привлечь его к поиску подражателя. Ну и четвёртая – человек, который Жанну поймал, запер и до сих пор любит. Или не любит, но явно между ними какая-то душевная связь. Вот в таком квадрате и предстоит развиваться этому проекту.
Никто и не скрывает, что «Самка богомола» – это российская адаптация успешного французского сериала «Богомол» (La Mante) с Кароль Буке в главной роли. Так сказать, имеем право, раз имеем деньги, чтобы купить права. Но что всегда важно при любой адаптации, это то, как европейская история впишется в российский контекст. И вот тут, пожалуй, единственное на данный момент серьёзное замечание к первой серии: Петербург, его окрестности, квартиры героев и даже сама тюрьма выглядят какими-то оторванными от реальности. Не то чтобы мы тут были за лютый реализм, но создаётся впечатление, что события разворачиваются в параллельной вселенной, до которой рукой подать, но всё же она немного параллельная. Как в «Майоре Громе» отделение полиции ютилось в особняке с лепниной, так и тут тюрьма выглядит несколько нереально, слишком футуристично. Но, может, это и неплохо. Ведь зачем особо впечатлительным зрителям предполагать, что где-то потенциально живёт и дышит какой-то очередной маньяк?
А вот ключевая опора сериала, и создатели этого не скрывают, – это исполнительница главной роли Ирина Розанова, которой, впрочем, в первой серии маловато и она в ней довольно драматичная. То есть понятно, что она ещё развернётся во всю свою актёрскую мощь и выдаст и хитрость, и мудрость, и жестокость, и нежность, но пока она только берёт разгон и играет надломленную, хоть и крепкую духом, мать, у которой проснулось, а может, и не засыпало, чувство вины перед сыном.
Поскольку автор сего честно не видела исходный сериал, то сравнительного анализа не будет. Зато будет честная оценка предлагаемого видеосервисом START. И выглядит очень логичным, даже правильным, что подражателя Дроновой будет ловить тоже женщина. В общем-то по-своему тоже одержимая. Работа, и не любая, а конкретная -–поимка преступника – затмевает даже общение с ребёнком, и не считать в этом параллель с суперглавной героиней просто невозможно. Ольга Сутулова существует на контрасте со своей Нечаевой из «Последнего министра» (второй сезон пойдёт почти нога в ногу с «Самкой богомола»): её следователь Софья неженственная, хоть и не бой-баба, несобранная мыслями, не умеющая сформулировать идеи так, чтобы её все послушали, но очень точная и ответственная, стоит ей остаться наедине с собой. Это ещё не «Мейр из Исттауна» в плане демонстрации здорового человеческого натурализма, но уже явный намёк на то, что обозначился нормальный, человеческий тренд на женщин-следователей в российских сериалах. Юлия Снигирь в «Хорошем человеке» сама была жертвой, так что её, пожалуй, в тренд вписывать не будем. Но к самому сериалу про маньяка мы ещё вернёмся.
Что можно точно предрекать персонажу Сутуловой, так это сложносочинённый конфликт с будущим следователем Денисом, сыном Самки богомола, которого играет Павел Чинарёв. Озлобленный, острый на язык, мастеровитый – он выглядит поначалу типичным безупречным героем. По крайней мере в своём деле. Хотя, конечно, котомка с детскими травмами, которая постоянно ссорит его с его домашней нимфой в исполнении Екатерины Кузнецовой, будет постоянно вываливать что-нибудь на зрителя. И вообще нельзя исключать версии, что нашего маньяка нам уже показали в первой же серии. Это было бы даже красиво.
Последний персонаж, про которого нельзя не сказать, это, собственно, следователь Баженов, который давным-давно упёк Жанну Дронову за решётку и сейчас идёт к ней за помощью. Сказать про него нужно, потому что его играет Александр Марин. Тот самый актёр, который в «Хорошем человеке» сыграл «исходного» маньяка. И если вы видели «Человека», приготовьтесь к тому, что глаз при просмотре «Самки богомола» будет невольно подёргиваться при виде Марина. Вид у него в принципе недобрый, подозрительный. И даже самые нежные чувства (это действительно важная и трогательная сцена в первой серии) не способны загасить идущую изнутри опасность, хитрость и силу.
За визуальную часть «Самки» отвечают режиссёр Нурбек Эген и оператор Яков Башта. Не сказать, что первая серия чётко обозначивает стиль, однако уже понятно, какой баланс по демонстрации жестокости будет соблюдён: труп в пакете и капающая кровь – ок, расчленёнка на лесопилке – увольте, фантазия и так дорисует всё, что может. Но зато сразу понятно, что перед нами типичный триллер про маньяка: это преимущественно серо-зелёные тона, на фоне которых будут бросаться в глаза яркие пятна, вроде белоснежной робы той же Розановой. Первая серия словно покачивается с ноги на ногу, готовясь к мощному забегу, в разных сценах примеряет на себя все возможные скорости – от круговой гонки в исполнении Павла Чинарёва на ярко-красном спорткаре до медлительного и вдумчивого диалога между Розановой и Мариным, где важны не столько слова, сколько взгляды.
«Самка богомола» – проект, безусловно, манкий. Но всё же скорее для аудитории, которая не видела французскую версию. Не просто, чтобы не сравнивать, а чтобы не знать, как дело будет складываться и чем сердце успокоится. И это определённо удача для Ирины Розановой, которая хоть и выборочно, но всё же соглашается сниматься в сериалах для федеральных каналов с федеральными страданиями и диалогами. А актриса она на самом деле мощная. И спасибо START, что они эту мощь рассмотрели и не побоялись включить на полную.