На днях картина «Движение вверх» о головокружительной победе наших баскетболистов на Олимпиаде в Мюнхене в начале 70-ых годов должна преодолеть в прокате рубеж в 2 миллиарда рублей. Так что редакция «Киноафиши» не могла остаться в стороне и эксклюзивно пообщалась с одним из самых колоритных и интересных актеров съемочной группы – литовцем Джеймсом Тратасом, который сыграл капитана советской сборной Модестаса Паулаускаса. Джеймс рассказал корреспонденту «Киноафиши» о своих любимых фильмах, спорте, литовском кино и персонаже мечты.
На каких фильмах вы выросли?
Я рос исключительно на голливудских картинах, а моими кумирами в детстве были Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне. Учась в Литве в Академии музыки и театра, мы, студенты, изучали исключительно фестивальные картины, особенно скандинавские. Взрослея, я стал интересоваться и другим, массовым кино, не забывая про авторские проекты - Тарковского, Звягинцева и других. Сейчас мои фавориты - любые картины, в которых есть посыл. Идеально же, когда у кинематографистов получается совмещать масштабность, жанровость, но при этом не забывать про мысли - мне кажется, у нас именно так и получилось с «Движением вверх».
Ваши эмоции после новостей об успехах картины?
Приятно ощущать себя частью огромного коллектива, в котором каждый причастен к финальному результату. Когда я пришел на пробы фильма «Движение вверх», я знал, что это очень большой проект, но успеха, которого картина добилась на данный момент, мне кажется, никто бы предсказывать не решился. Хотя Леонид Верещагин (продюсер картины - прим. редакции) еще на стадии съемок заверял меня и других актеров, что «Движение вверх» не просто увидит вся страна, что фильм вдохновит новое поколение на подвиги и, возможно, повлияет на будущее российского спорта. В конечном счете, картину оценили как специалисты и критики, так и спортсмены с обычными зрителями, поэтому проект и смог добиться столь впечатляющих результатов в прокате.
Можете немного рассказать про литовский кинематограф?
Только лет пять-семь назад все стало кардинально меняться. До этого все фильмы финансировались исключительно государством. Поэтому снимались исключительно артхаусные, поэтические картины, рассчитанные на международные фестивали и их зрителей. Все изменилось с приходом режиссеров, в том числе и моего хорошего друга Эмилиса Веливиса с картиной «Зеро 2», не боявшихся экспериментировать, создавая настоящее зрительское кино. Так что сейчас в Литве снимается от пяти до пятнадцати картин в год, и у них есть свой стабильный зритель, но встречаются и такие проекты, которые добиваются успеха и за рубежом.
Где вы снимались до фильма «Движение вверх» и как проходили пробы?
Я лет 7 уже как работал в Литве и Европе, когда Эмилис Веливис предложил мне поучаствовать в его российском проекте «Ночные стражи», потом была небольшая роль в сериале «Оптимисты» и музыкальные клипы. На пробы «Движения вверх» попал уже после кастинга таких картин, как «Притяжение» и «Легенда о Коловрате». У меня было достаточно много свободного времени между эпизодами в «Ночных стражах», так что я мог себе позволить тратить его на общение с создателями различных проектов. Что мне нравится в России, здесь пробы проходят при непосредственном участии режиссера, в США и Европе это обычно короткие разговоры с кастинг-директором и, возможно, дубль или парочка для передачи видеопроб продюсерам. Ты проходишь все это и потом мучительно живешь в ожидании ответного звонка, но ведь обычно так никто и не перезванивает. Пообщавшись на пробах с Антоном Мегердичевым (режиссером картины – прим. редакции)… Он тоже оказался бывшим спортсменом, хотя, кого я обманываю, бывших ведь не бывает, фехтовальщиком, мы легко нашли общий язык, и я сразу же загорелся проектом. А уже через пару дней мне позвонили и сказали, что я утвержден. Мне было очень страшно браться за сценарий, т.к. он мог оказаться не таким, как мы обсуждали, и тем, что мне хотелось бы воплотить на экране. Но я легко нашел себя в Модестасе Паулаускасе, по крайней мере в том образе, каким он был представлен в сценарии, и с большим вдохновением вышел на съемочную площадку, готовый на все, чтобы воплотить эту роль-мечту.
А что вы думаете о скандалах, развернувшихся вокруг картины «Движение вверх»?
Да, мне рассказывали о том, что появились люди, в том числе и родственники спортсменов, которых мы сыграли, категорично выступающие против нашего фильма. Но ведь и «Фарго» братьев Коэн вроде как основано на реальных событиях, от которых они отошли очень далеко. Тем более у нас вначале идет титр «По реальным событиям», который дает возможность интерпретировать историю так, чтобы фильм все-таки был художественным, а не документальным. А осуждающим все-таки полезно было бы сначала посмотреть и оценить нашу картину, а потом уже предъявлять претензии и создавать петиции в сети. Да, создатели картины «Движение вверх» пошли на изменение судеб и облика самих героев, чтобы сценарий получился более драматичным и ярким, а реальный Модестас Паулаускас даже прослезился на премьере картины в Литве, ему понравилась как проделанная работа, так и картина в целом.
Что для вас спорт и какие спортивные картины вы бы назвали своими любимыми?
Понятно, что вместе со Сталлоне в моей жизни появился «Рокки». В какой-то момент мне вообще казалось, что я хочу стать профессиональным боксером. Но на тот момент в Литве был более популярен баскетбол – в спецшколу меня не приняли, выглядел я тогда иначе, видимо, ни по росту, ни по весу не прошел. Правильным оказалось и решение отказаться от профессионального бокса, это все-таки могло помешать актерской карьере, все мы наслышаны о разрушенной карьере Микки Рурка. Зато занятия спортом помогли мне выработать силу воли и черты характера, которые пригодились и в обычной жизни, и в съемках. Сейчас я поддерживаю форму благодаря залу, баскетболу и боксу. Плавание и ходьба, особенно когда погода позволяет, тоже являются частью моей программы. У нас все находится ближе, чем в той же Москве, поэтому я обычно и машиной не пользуюсь, смысла нет, да и тренировка лишней не бывает. А, еще вспомнил – очень любил в детстве «Могучих утят» про группу ребят, игравших в хоккей.
Какие у вас планы на будущее, может быть, сами что-то хотели бы снять?
Шпионские картины, возможно, боевики… Все, что я могу себе позволить, пока есть молодость и хорошая физическая подготовка. Побольше экшна. Правда, не хочется, чтобы это были фильмы, на которые люди обычно ходят погрызть попкорн и поболтать между захватывающими аттракционными сценами. Хочется, чтобы был герой с историей, чтобы экшн сочетался с интересным сюжетом и подтекстом. Сейчас в Литве участвую в разработке двух проектов. Первый, кстати, скорее всего, будут снимать совместно с российской стороной. Это спортивная драма про спортсменов из двух стран. Второй – криминальная мелодрама (полицейский, девушка и преступник).
Режиссурой пока заниматься не планирую. Хочется сконцентрироваться на двух качествах – актер, сценарист. Когда-то, чтобы показать свою идею на пальцах, я снял одну сцену из своего сценария, мне все-таки пришлось выступить в роли режиссера. Но это оказалось не так просто. Мой герой вначале прикидывался англичанином и говорил на английском, а потом переходил на русский. Насчет других планов – мы с Эмилисом Веливисом все еще думаем, как бы продолжить работу вместе. На премьере «Трех секунд», именно такое название «Движение вверх» получило в Литве, мы обсудили 2 идеи будущих картин, пока все выглядит замечательно, так что все возможно.
Расскажите, происходили ли какие-то запоминающиеся, может быть, смешные моменты во время съемок фильма «Движение вверх»?
Я никогда уже не забуду: мы снимали игру в Сан-Паулу и Александр Ряполов должен был дать пас коллеге по команде, а вместо этого попал в одного оператора, причем в причинное место. Вот это было жутко смешно и больно одновременно. Еще был случай: мы снимали один из эпизодов с тренировкой, но пол был скользкий, и все катались по нему, удивительно, что это не привело к чему-то трагическому, все просто падали и смеялись. Причем это все снималось на камеру, надеюсь, эти эпизоды попадут в дополнительные материалы, когда картину соберутся выпускать на цифровых носителях.
Есть ли герой, которого вы мечтаете сыграть?
Я бы «русского Джеймса Бонда» с удовольствием сыграл. Ян Флеминг отличные книги писал. Несколько лет мне удалось прожить в Лондоне, и, могу вас заверить, британцы до сих пор в восторге от этого героя. Наверное, нечто подобное в России происходит со Штирлицем. Любовь к нему не стареет. Экшн, женщины, любовь и шпионаж – вот что меня привлекает. Говорят, мужчины так никогда и не взрослеют, только игрушки у них меняются. Ведерки и совочки заменяются мотоциклами и оружием, остальное же остается неизменным.
Беседовал Дмитрий Бортников
Фильм «Движение вверх» в прокате с 28 декабря, его еще можно успеть посмотреть на большом экране.